Читаем Апостол. 16 октября. Я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели

16 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Филиппийцам. Глава 3, ст. 8–19

 

8. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа

9. и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере;

10. чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его,

11. чтобы достигнуть воскресения мертвых.

12. Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус.

13. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед,

14. стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.

15. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет.

16. Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить.

17. Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас.

18. Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова.

19. Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном.

(Флп. 3, 8 – 19)

 

Послание к Филиппийцам, как мы говорили ранее, пропитано огромной радостью и вдохновением, но в то же время в третьей главе мы сталкиваемся с апостолом Павлом-полемистом, это очень знакомый образ великого миссионера, проявляющийся практически в каждом Послании.

Третью главу Павел начинает с того, что предостерегает филиппийцев «беречься псов, злых делателей и обрезания» (то есть тех, кто проповедует обрезание как нечто необходимое, но при этом ветхое, что апостол Павел сравнивает с уродством, изуверством), дальше говорит о самом себе. Сегодняшнее чтение начинается с того же стиха, которым заканчивается предыдущий отрывок. Апостол говорит, что ради познания Христа все почитает тщетою, то есть пустым.

И найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере . В этом стихе отражена позиция апостола Павла, которую он озвучивает во всех своих Посланиях: он отказался от всего, чтобы достичь познания Иисуса Христа и найти в Нем себя - найтись в Нем . Павел во Христе находит себя настоящего, не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере . Если в иудаизме Павел искал праведности от закона и почитал все свои преимущества, перечисленные ранее в третьей главе, за что-то важное, превосходное, что делало его особо праведным в глазах Бога, то после встречи с Живым Христом по дороге в Дамаск он все это считает мусором. Теперь он почитает за счастье и благо найти себя не мнимой праведностью, законнической, фарисейской, а найти себя через веру и доверие Христу, Который один может сделать человека праведным.

Слова праведность и правда с библейской точки зрения скорее не «справедливость», а «правда Божия, верность Бога Своему слову», то есть правдой обладает только Сам Бог. Человек не праведен, он ограничен, несовершенен, немощен и не может постоянно быть верным своему слову, своим обетованиям. Бог же праведен, Он всегда верен словам, которые говорит. Ни один человек не может стать праведным своими собственными усилиями, через выполнение установлений закона, а может стать праведным, только найдя себя во Христе, употребив на это все усилия. Вследствие доверия Христу, человек обретает себя праведным, то есть правда Божия, которая открывается во Христе Иисусе, становится достоянием правды человека, находящегося во Христе.

Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых . Здесь апостол Павел пишет об этапах, часто сопровождающих человека, который «погружается» во Христа. Человек идет вслед за Христом, участвуя в Его страданиях, участвуя в Его смерти, спогребаясь Ему, он пишет в Послании к Римлянам, сострадая, но и совоскресая, то есть достигая воскресения из мертвых.

Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус . Павел не почитает себя идеальным, достигшим высших степеней совершенства. Он стремится достигнуть познания Иисуса Христа, соединиться с Ним полностью, как достиг меня Христос Иисус . Вероятно, здесь имеется в виду встреча Павла со Христом на дороге в Дамаск. Павел шел гнать Иисуса Христа и Церковь Христову и не стремился к встрече со Христом, но Христос Сам его настиг. У христианского писателя Клайва Стейплза Льюиса есть произведение «Настигнут радостью», в котором речь идет о том, что когда человек становится христианином, его настигает радость, как волна. Это сила Духа Святого, дар Божий, который не зависит от человеческих заслуг и усилий. Апостол Павел шел в Дамаск с совсем другими намерениями, и вдруг, как волна, его настигла любовь и радость Божия через встречу с Иисусом Христом - глаза его открылись и он стал жить уже в свете этой любви и радости.

Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе . Апостол Павел предпочитает забыть все, что уже сделал, и идти дальше за Христом, проповедовать слово Божие, совершенствоваться и стремиться к цели, награде, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе . В греческом оригинальном тексте есть слово, которое апеллирует к понятию приза, награды во время соревнования (апостол Павел часто прибегает к спортивной лексике). Само слово совершенство , стать совершенным или завершенным означает «достигнуть своей цели». Слово τέλειος (в переводе с греческого «совершенный») как раз имеет общий корень со словом цель. То есть человек призван достигнуть своей цели, выполнить свое предназначение, исполнить волю Божию о себе. Когда человек не достигает цели, промахивается, попадает мимо, по-гречески это звучит αμαρτία , что переводится у нас как грех . Вспомним Адама и Еву, которые не выполнили Божие послушание и не достигли данной им Богом цели, или любого человека, который не достигает своей цели (иногда сама цель ставится не совсем верно). Когда мы стремимся к тому, чтобы достигнуть цели, стать совершенными, тогда отбрасываем грехи, пытаемся распять себя со страстьми и похотьми , как сказано в Послании к Галатам, и достигнуть состояния цельности. Слово цельность в определенном смысле тоже связано с понятием достижения цели, потому что, достигая цели, человек находится в состоянии завершенности, цельности. Апостол Павел говорит, что он еще не достиг этого, но стремится к этому всеми своими силами.

Напоминаю о необходимости ежедневно читать слово Божие, потому что в нем для нас с вами заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать