Читаем Апостол. 16 ноября. Так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях

16 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Святой Церковью читается Второе послание к Фессалоникийцам. Глава 1, ст. 1–10.

1. Павел и Силуан и Тимофей — Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе:

2. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

3. Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами,

4. так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами

5. в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.

6. Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью,

7. а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его,

8. в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,

9. которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,

10. когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.

(2 Фес. 1, 1–10)

 

Дорогие братья и сестры, закончив читать Первое послание апостола Павла к Фессалоникийцам, мы переходим к следующему по оглавлению – Второму посланию к Фессалоникийцам. По размеру оно меньше и написано апостолом Павлом несколько позже. В этом послании мы столкнемся с очень интересной тематикой и займемся ее сравнением с подобной в Первом послании. Это эсхатологическая тематика, связанная с учением о Втором Славном и Страшном Пришествии Господа нашего Иисуса Христа.

Начинается послание как всегда так называемым прескриптумом, то есть надписанием, который как всегда заключает в себе указания на то, кто пишет, кому (то есть адресата) и благопожелание. Здесь по большому счету прескриптум такой же, как и в Первом послании к Фессалоникийцам. Павел и Силуан и Тимофей (то есть, кроме самого себя, Павел упоминает здесь еще двух своих верных спутников: Силуана и Тимофея) Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе ­– то, кому адресовано послание. И далее следует благопожелание. Если в античности в светских письмах благопожелание могло заключаться в одном единственном слове, скажем, «херэ» по-гречески или «сальве» по-латински, то есть «радуйся», «радоваться», то здесь апостол Павел наполняет приветствие христианским смыслом, причем делает это достаточно интересно, богословски насыщенно.

Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа – абсолютно такое же благопожелание было и в Первом послании к Фессалоникийцам, но там я не обращал на него вашего внимания. Здесь же апостол Павел желает не только благодати Господа Иисуса Христа, что мы очень часто находим, в том числе и в конце послания – посткриптуме, но и желает мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа . В этом благопожелании Павел упоминает и Бога Отца, и Сына Божия Господа Иисуса Христа. По мнению многих толкователей, которые с особым пристрастием толкуют практически каждый стих Послания, «благодать» здесь – это слово, относящееся к Господу Иисусу Христу, а слово «мир» относится к Богу Отцу. То есть Бог Отец – это источник мира, источник спасения. В частности, это благопожелание было традиционным для иудейского народа и библейской культуры: мир, по-еврейски «шалом», – полнота благ. Благодать – слово, всегда относящееся к Господу Иисусу Христу, поскольку Он Сам и есть благой дар Бога Отца. Потому это очень красивое и насыщенное богословским содержанием благопожелание.

Следующая часть в библейской науке называется «проэмий» и заключается в воссылании благодарения за адресата. Здесь, как и в Первом послании к Фессалоникийцам, апостол Павел от всей души благодарит Бога: Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами, так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами . То есть он пишет, что за фессалоникийцев ему следует благодарить Бога. Если в Послании к Галатам он выражает свое возмущение и недовольство тем, что члены Галатийской церкви очень быстро отошли от возвещенного им первого благовестия, то здесь от всей души благодарит за то, что вера фессалоникийцев возрастает, умножается любовь, и Павел хвалится в церквах Божиих их терпением и верою во всех гонениях.

Напомню, что в переводе слово «терпение» хотя и близко к смыслу оригинального греческого текста, но не отражает его абсолютно точно с учетом нашего современного понимания. Дело в том, что для нас терпение связано с перенесением каких-то страданий, боли, и получается, что часто оно не связано с тем, ради чего мы терпим. Если, например, во время хирургического вмешательства мы вынуждены терпеть боль, то это связано с перенесением страданий и боли как таковых, безотносительно того, ради чего мы все это переносим. А греческое слово «терпение», скорее, переводится как «стойкость, непоколебимость», то есть имеется в виду, что человек непоколебим в каком-то своем воззрении, мировосприятии, в какой-то своей истине. И стоек и непоколебим он настолько, что даже готов переносить какую-то боль и страдания, но главным моментом этого является, что он стойко и крепко стоит на своих основаниях: на своем видении, на своем понимании. Это самое терпение, эта стойкость и непоколебимость и радуют апостола Павла. «...В доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете» – то есть опять же здесь говорится о том, что они переносят эти страдания не ради самих страданий, а вследствие этой стойкости, непоколебимости и верности Христу.

Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его , – в этих стихах и вплоть до 10-го апостол Павел говорит о праведном суде Божием. Конечно, Бог есть в первую очередь любовь, но свойством этой любви, конечно, является и правда, справедливость. По большому счету речь идет не о том, что Бог кого-то наказывает, но что сам человек во многом определяет то, какой дорогой он желает пойти. Бог никогда не насилует человеческую природу, поэтому тот, кто идет к Богу, тот и остается с Ним, а кто идет в другую сторону, тот соответственно остается с тем, к чему он пришел. Поэтому момент суда и воздаяния связан именно с человеческой природой, это надо всегда помнить. Как говорил прекрасный христианский писатель Клайв Стейплз Льюис, есть только две категории людей. Одна из них говорит Богу: «Да будет воля Твоя», а другая категория – люди, которым, наоборот, Бог говорит: «Да будет воля ваша».

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать