Читаем Апостол. 16 мая. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их

16 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 12, ст. 25– глава 13, ст. 12. 

25А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком.

1В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.

2Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.

3Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.

4Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр; 5и, быв в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения.

6Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, 7который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.

8А Елима волхв (ибо то́ значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.

9Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, 10сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?

11И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.

12Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.

Итак, братья и сестры, мы с вами продолжаем читать книгу «Деяний». И вот, наконец, мы подошли к тому моменту, когда апостол Павел начинает свое первое миссионерское путешествие. Пока еще евангелист Лука, автор книги «Деяний», также называет его «Савл», но уже  через некоторое время будет называть его только «Павел», показывая тот факт, что Павел действует как миссионер, направленный на языческий мир. Напомню, Савл (Саул, Шаул) – это еврейское имя апостола Павла. Собственно, Павел – имя римское. Напомню, что Павел был гражданином Римской Империи, и имел и римское имя («Паулюс», что значит «маленький»). Помните, что всякое имя римлянина состояло из личного имени, родового и прозвища. Мы не знаем его личное, родовое имя, но, по крайней мере, третья его часть – Павел – до нас дошла. Скорее всего, действительно, это прозвище, т.к. оно имеет явный перевод, не связанный с распространенными в то время именами.

Итак, 25-й стих: «А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком». Мы говорили про Иоанна Марка, что это, по всей видимости, тот самый евангелист Марк. Прибыли они в Антиохию. Антиохия – это город, который становится некой базой для миссионерской деятельности христианских апостолов. Действительно, город очень большой, интересный, культурный, третий город в Империи после Рима и Александрии. И, конечно, оттуда было очень целесообразно и актуально отправляться и проповедовать на других территориях, имея Антиохию, как некоторую базу. Напомню, мы читали не так давно, что именно в Антиохии ученики Христа стали впервые называться христианами. То есть, в Антиохии верующие во Христа почувствовали себя как некую самостоятельную, отдельную от иудаизма силу. В Иерусалиме, это видно из книги «Деяний», все попытки проповедников были направлены на то, чтобы показать самим иудеям, что Христос – это Мессия, Иисус из Назарета – Христос,  и что нужно это признать, раскаяться в том, что иудеи Его распяли, и иудаизм получает новый виток, импульс развития, и никакого конфликта между ветхим и старым нет… Но иудеи не были с этим согласны и теснили христиан. Христиане вынуждены были куда-то уходить, бежать: кто-то в Самарию, кто-то в Дамаск, как, например, те христиане, за которыми шел апостол Павел, тогда еще Савл, гонитель христиан. Дальше христианство постепенно распространялось, но Антиохия была тем местом, где учеников было уже достаточно много. Там они были не под таким суровым давлением иудаизма, как в Иерусалиме.

Иерусалим –  это был город, где иудаизм был основной традиционной религией. Помните, как сказано, что Ирод Агриппа убил Иакова, а Петра заточил. И всем иудеям это понравилось, потому что, действительно, это делалась во многом в угоду им. В Антиохии ситуация была не такая. Мы видим, что во всех городах Римской Империи, где потом будет проповедовать Павел, были иудейские синагоги. Иудаизм тоже имел свое влияние, настраивая людей против христиан, но все-таки это был не Иерусалим, не Иудея, где власть иудеев, фарисеев была безраздельной, где невозможно в принципе официально думать иначе, где нет места никакому инакомыслию, никакой другой мысли, кроме традиционного иудаизма. Конечно, христианству было гораздо комфортнее базироваться в таком городе, как Антиохия. Мы помним, что впоследствии, во времена расцвета богословия, именно такие города как Антиохия и Александрия (после Рима Александрия –  следующая по величине, потом – Антиохия) стали являться центрами двух богословских школ – Александрийской и Антиохийской соответственно. Кто знаком с историей богословия, помнит, что Антиохийская школа – сильная школа со своими традициями, связанная больше с историческим, филологическим исследованием того же Священного Писания и более острожным, аккуратным подходом в плане каких-то аллегорий, символизма, более трезвая школа в плане полета фантазий. Александрия – это Египет, это символика, аллегория. Вся богословская Александрийская школа была более аллегорической, символической. Была некая борьба между этими школами. Потом еще и Константинополь включился с каким-то своим пониманием. Поэтому территория Империи, потом уже православной, христианской, нельзя сказать, что всегда была спокойной. Все равно человеческие страсти, человеческий фактор действовали, поэтому иногда была предвзятость по отношению к кому-то, именно вследствие того, что он представитель не твоей школы, а другой. Хотя сам по себе  человек был талантливым богословом, может быть, даже изрекавшим истинные вещи, но предвзятость, связанная с принадлежностью к той или другой школе, давала о себе знать.

Итак, дальше мы видим, что из Антиохии Павел (тогда еще он называется здесь Савлом) и Варнава отправляются через Селевкию (Селевкия – это порт в Антиохии)  на Кипр.  Вот первое место, куда прибывают Павел и Варнава. Можете взять карту Средиземноморского бассейна, и увидите, как из Антиохии, действительно, очень близко плыть до Кипра. И сказано, что весь Кипр они прошли насквозь. Сначала высадились в Саламине, потом до Пафа. Кто бывал на Кипре, старался посмотреть окрестности, тот может воспринимать эти города, названия как более-менее знакомые. Действительно, первым местом после Антиохии был остров Кипр.

Напоминаю Вам о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада и утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы