Читаем Апостол. 16 мая. А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе

16 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 6, ст. 8–15; глава 7, ст. 1–5.

 

6:8. А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.

6:9. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;

6:10. но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.

6:11. Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.

6:12. И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.

6:13. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.

6:14. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.

6:15. И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.

7:1. Тогда сказал первосвященник: так ли это?

7:2. Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,

7:3. и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.

7:4. Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете.

7:5. И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.

(Деян. 6, 8 – 7, 5)

 

Дорогие братья и сестры, сегодня мы продолжаем читать прямо по тексту вслед за отрывком, который читали в прошлый раз. Напомню: мы говорили об избрании семи диаконов, которые служили бы при столах. Первый из них по списку – диакон Стефан, и именно о нем сейчас ведется речь, по крайней мере начата, но достаточно быстро закончится, потому что из-за своей проповеди и миссионерской деятельности Стефан попал в синедрион, после чего был предан мученической смерти. Его история была не очень длинной, тем не менее в церковном календаре он называется первомучеником архидиаконом Стефаном, потому что первым пострадал за Христа.

Его история начинается с 8-го стиха 6-й главы и заканчивается в конце 7-й. Сейчас мы прочитаем не такой большой отрывок (вы можете прочитать его самостоятельно), тем не менее обозначим основные моменты.

8. А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Мы видим, что Стефан проповедовал и силой Духа Святого совершал чудеса и знамения, подобно апостолам.

9. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном.

Собрались в Иерусалиме некоторые из синагоги Либертинцев. Понятие либертинцы связано с латинским словом «libertas», в переводе «свобода». Однако не нужно путать их с либертинистами. Мы говорили, что христиане Коринфа, считавшие, что им все позволено во Христе, обычно назывались либертинистами. Здесь тот же самый корень, только это не либертинисты, а либертинцы, чья синагога состояла в основном из вольноотпущенников.

Также там были некоторые из синагоги Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии. Мы помним, что Киликия и Асия – провинции Малой Азии. Про Асию мы много говорили, когда изучали книгу Апокалипсис, где было послание семи церквям Асийским. Они вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Как часто бывает в таких случаях, если не находятся словесные, логические аргументы, то спорщик, чувствуя свою слабость, прибегает к клевете, наговорам, административному ресурсу. Здесь мы видим то же самое.

11. Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.

12. И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.

13. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.

14. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.

15. И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.

Обвинение, предъявляемое Стефану лжесвидетелями, очень напоминает ситуацию с осуждением Самого Господа нашего Иисуса Христа, когда тоже нужно было найти лжесвидетелей. Само обвинение тоже очень похоже: якобы Стефан говорит о том, что будет разорено святое место, то есть храм Иерусалимский, и будет отменен или чем-то заменен закон. Это стандартные обвинения со стороны иудеев по отношению к христианам, потому что в речах Господа и апостолов, в частности диакона Стефана, можно было что-то найти, исказить, перефразировать определенные высказывания и потом выставить обвинение именно в таком виде.

Дальше в 7-й главе мы видим длинную, красивую, глубокую речь Стефана. Он рассказывает историю иудейского народа, иудаизма, веры Авраама, Исаака и Иакова в Единого Бога. Начинает он, конечно, от Авраама, которому Бог велел идти из Месопотамии в Харран, а потом переселил в землю, в которой вы ныне живете. Тогда земля обетованная называлась Ханаан, это та самая земля, где ныне живут иудеи: Иерусалим, гора Сион, Иудея. Если прочитать всю 7-ю главу (она большая, времени нам не хватит, поэтому призываю вас прочитать ее самостоятельно), дальше рассказывается вся история: Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, Моисей.

Сейчас же обратимся к тому, чем заканчивается речь Стефана, потому что в следующий раз мы уже будем читать 8-ю главу и у нас не будет законченности этой ситуации. После того, как архидиакон Стефан пересказывает всю историю, он обращается к иудеям с обличением:

51. Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.

52. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, —

53. вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.

(Деян. 7, 51 – 53)

Далее результат этой проповеди:

54. Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.

55. Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,

56. и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.

(Деян. 7, 54 – 66)

Для иудеев это считалось великим богохульством, поэтому далее происходит следующее:

57. Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,

58. и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла (впервые упоминается Савл, будущий апостол Павел),

59. и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.

60. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.

(Деян. 7, 54–60)

Братья и сестры, такова короткая, в чем-то трагичная, но славная история архидиакона Стефана – первого человека, пролившего кровь за Христа. Его проповедь, приведенная здесь, может быть образцом миссионерской речи.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать