Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Читается Откровение Иоанна Богослова.
Сегодня первая среда Великого поста, и мы с вами договорились, что в будние дни великопостного периода будем читать и размышлять над последней (согласно оглавлению) книгой Нового Завета – Апокалипсисом Иоанна Богослова. Напомню: это связано с тем, что согласно уставу в будние дни Великого поста за богослужением не читаются отрывки из Нового Завета – ни евангельские, ни апостольские. Но все промыслительно, и Господь дает нам возможность поразмышлять, наверное, над самой таинственной книгой Нового Завета, которая никогда не читается в церкви за богослужением и, соответственно, никогда не комментируется в формате проповеди.
Мы начали читать 1-ю главу, поговорили о первых трех стихах и о том, что действительно близко время, о котором пишется в Апокалипсисе, но это близкое время нужно понимать символически, как весь период времени от основания Церкви до Страшного Второго Пришествия Христова. Нам важно понять вечный смысл Апокалипсиса, приложимый к любой эпохе, а не стараться угадывать, кто в разных эпохах больше подходит на роль антихриста или жены-блудницы. У этой книги есть конкретный реальный подтекст, и мы будем об этом говорить. Книга действительно в какой-то степени описывает реалии того времени, но при этом дает нам откровения вечных истин, и именно их нам важно уловить.
В 4-м стихе проявляется, что Апокалипсис, помимо жанра собственно апокалипсиса и пророчества, является еще и посланием. Здесь мы видим традиционный прескриптум, который в том или ином виде встречали и у других апостолов. Напомню, что прескриптум –это первая короткая часть послания, где говорится, кто кому пишет и приводится некое благопожелание, благословение.
1:4. Иоанн семи церквам, находящимся в Асии.
Названия этих церквей мы с вами прочитаем чуть позже. К каждой из них будет обращено отдельное пророчество. Напомню, что Асия – достаточно большая провинция Римской империи. Формально столицей ее был город Пергам, а фактическим центром был город Ефес. Апостол Павел очень много потрудился в Ефесе и вообще в Асии, чтобы принести туда благовестие, поэтому его можно назвать апостолом Асии. Иоанн Богослов, по преданию, долгое время жил в Ефесе, поэтому его там тоже знали и он обладал авторитетом. Само же Откровение Иоанн пишет, находясь в ссылке на острове Патмос.
Откровение всегда сопровождается тем, что человек что-то видит и слышит здесь на земле либо бывает восхищен на небо и оттуда видит истинный смысл происходящего. Если вновь говорить о книге Апокалипсис в целом, то она связана именно с реалиями возникших гонений на христиан. Гонения начались при императоре Нероне в 70-х годах I века, но тогда Нерон преследовал христиан за мнимое уголовное преступление – поджог Рима, который на самом деле христиане не совершали, а сделал это сам Нерон. Гонение же христиан за то, что они являются христиане, впервые возникло уже в 90-х годах I века при императоре Домициане. Книга Откровение дает надежду, утешение и укрепление христианам в скорбях и гонениях, а также показывает Римскую империю и ее «государственную машину» как нечто, служащее дьяволу. Римская власть стала притеснять христиан за то, что они не почитали языческих богов и среди них не почитали императора как бога. Тенденция обожествления императора и ранее проявляла себя, но при Домициане стала довольно яркой: христиан принуждали признавать кесаря как бога. Конечно, христиане этого сделать не могли, поскольку для них Богом и Господом был Единый Истинный Бог и Сын Его Иисус Христос. Когда Иоанн был восхищен на небо, он видел, что такое на самом деле Рим и кто такие христиане, видел взгляд Божий на эту ситуацию. Внешне это выглядело как кучка христиан, которую Римская «машина» должна раздавить за непослушание, но Иоанну открылось, что, поскольку христиане с Богом и никого сильнее Бога нет, в конце концов победа будет на стороне христиан.
Далее Иоанн произносит благопожелание, похожее на то, что мы встречали у апостола Павла, но здесь оно немного развернутое:
1:4. <…> благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его,
1:5. и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею
1:6. и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.
Когда мы разбирали этот отрывок с литургической точки зрения, то обращали внимание на то, что 4-й и первая половина 5-го стиха – это слова чтеца, который объявляет заглавие, а вторая половина 5-го стиха и 6-й – это доксология, то есть славословие, которое предстоятель воссылает Иисусу Христу.
Пожелание благодать вам и мир встречалось нам и у апостола Павла, поскольку благодать – глубокое христианское понятие. Иисус Христос это и есть Благодать, Благой Дар Бога Отца человечеству. Мир – традиционное приветствие в иудейской среде, по-еврейски «шалом». Поэтому здесь объединена христианская форма приветствия благодать и та, которая была понятна иудеям, – мир, или «шалом».
1:4. <…> от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его,
1:5. и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный.
Здесь есть упоминание о Боге Отце, но оно не является именованием. В каком-то смысле оно говорит о том, что Бог Отец – Тот, Кто есть, был и грядет, но, с другой стороны, напрямую Его не называет, что связано со священностью имени Божиего. Это один из главных постулатов ветхозаветной религии, о котором нужно поговорить достаточно подробно, что мы сделаем во время нашей следующей беседы.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 8 мая
День ангела. 8 мая
Церковный календарь 8 мая. Икона Божией Матери Касперовская
Евангелие 8 мая. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства
Читаем Апостол. 8 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!