Читаем Апостол. 16 февраля. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа

16 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание Петра. Глава 3, ст. 10–22.

 

10. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей;

11. уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему,

12. потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли).

13. И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?

14. Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь.

15. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.

16. Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.

17. Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые;

18. потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,

19. которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал,

20. некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.

21. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа,

22. Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.

(1 Петр. 3, 10 – 22)

 

Достаточно пространный отрывок, дорогие братья и сестры, который мы с вами не так давно прочитывали. Это вновь следствие так называемой крещенской отступки, когда мы вынуждены иногда повторять чтение каких-то отрывков. Это не беда, тем более, когда отрывок такой большой, можно остановиться на многих моментах.

В прошлый раз мы говорили, что фрагмент с 10-го по 12-й стихи – это пересказ отрывка из 33-го псалма. Люди, регулярно посещающие богослужения слышат его и на всенощном бдении, и на литургии. Как правило, его поет хор, а не читает чтец.

И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Если мы будем всегда на стороне добра, то зло нас никогда не победит. Если сердце будет свободно от зла, то оно не коснется нас изнутри и может повредить только извне.

Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. Этим словам мы в прошлый раз посвятили много времени. Каждый христианин призван хорошо, глубоко, осознанно знать свою веру, свою традицию. Когда христианин вступает в дискуссии, споры, он призван с благоговением, спокойствием, но при этом принципиально, четко отвечать оппоненту. Чем хуже человек знает свою веру, тем больше он будет прибегать к агрессивным доводам. Когда у человека заканчиваются аргументы, остается только ругать оппонента или вообще неправославных людей, говорить, что только в православии все правильно, а почему – человек иногда и не знает, что ответить. Дискуссия без аргументов часто толкает человека на агрессивное поведение, и это только отталкивает участников и слушателей этого спора. Вместо миссионерства получается прямо противоположный – антимиссионерский – эффект. Поэтому, братья и сестры, нужно хорошо, глубоко знать свою веру, уметь аргументированно ответить всякому, кто нас спрашивает о нашей вере.

Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал. Здесь сравнение понятно: как Христос пострадал, так и христиане неизбежно будут призваны к каким-то скорбям, трудностям.

В 19-м стихе есть интересный момент: которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал. В некоторых древних списках этого текста есть различия. В одних из них мы найдем слово «сошед, проповедовал», а в других «восшед, проповедовал». Это связано с тем, что по-разному понималось, где обитают духи, души: либо под землей, либо в воздушном пространстве. Было понятие, что существует несколько небес; апостол Павел писал, что «до третьего неба был восхищен». Иногда считалось, что небес больше, до семи, от чего и пошло известное выражение «на седьмом небе от счастья». Это не настолько важно, просто интересная историческая справка.

Некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа. Русский перевод говорит нам, что крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести. Получается, что христианин, когда крестится, обещает Богу добрую совесть. Во-первых, надо понять, что такое совесть. Во-вторых, если мы возьмем славянский текст, который всегда ближе к греческому (это калька с греческого языка), там это звучит по-другому: «прошение у Бога доброй совести». Получается, что в русском тексте мы обещаем Богу добрую совесть, а в греческом и славянском – просим у Него добрую совесть, то есть у этих текстов прямо противоположный смысл.

Почему может возникнуть такое непонимание? Дело в том, что само слово совесть, συνείδηση по-гречески, дословно переводится как «совидение». По-латински «совесть» это conscientia, то есть «сознание». Везде мы видим приставку со, и дальше какой-то корень: либо весть, к которой человек присоединяется ( со -весть), либо какое-то знание, которому он становится сопричастным ( со -знание), либо видение, частью которого становится человек. С этой точки зрения оригинальный греческий и славянский тексты обозначают мысль правильнее, чем русский перевод. Потому что мы можем попросить у Господа это трезвое, правильное со-видение – со-весть. Если мы будем иметь от Бога это совидение, если Дух Святой будет открывать нам истинное видение вещей, вкладывать его в наше сознание, то, конечно, мы сможем правильно идти по христианскому пути, правильно ориентироваться в этом мире. Обещать Богу это доброе совидение, добрую совесть, мы принципиально не можем. Как мы можем, опираясь на свои собственные силы, обещать Богу, что будем правильно воспринимать вещи и их оценивать! Ни в коем случае. Человек ограничен, своими собственными силами он не может осуществить этого, а попросить, чтобы Бог дал эту возможность, чтобы Дух Святой восполнил нашу немощь, мы можем. Мы призваны к этому, чтобы Дух Святой действовал в нас, говорил вместо нас.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать