Читаем Апостол. 16 декабря. Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству

16 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Евреям. Глава 5, ст. 11–6, ст. 8.

 

5: 11. О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.

5: 12. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.

5: 13. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;

5: 14. твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.

6: 1. Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога,

6: 2. учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном.

6: 3. И это сделаем, если Бог позволит.

6: 4. Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго,

6: 5. и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века,

6: 6. и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.

6: 7. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога;

6: 8. а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение.

(Евр. 5, 11 – 6, 8)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами продолжаем читать Послание к Евреям. Здесь мы немного перескочили, отдалились от того отрывка, который читали в прошлый раз.

В конце 5-й главы апостол Павел обличает адресата, журит, выражаясь современным языком, за то, что надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища . Можно было бы говорить с ними о серьезных, глубоких, фундаментальных темах, им самим уже надлежало быть учителями, но, оказывается, их снова нужно учить самым началам слова Божия и питать «молоком», а не «твердой пищей». Это сравнение с человеком, который находится в состоянии разного возраста: когда он еще младенец, то питается молоком, потом взрослеет, и ему нужна твердая пища, и чем дальше, тем более разнообразную пищу может принимать человек.

Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. Апостол Павел говорит: если вы питаетесь только молоком, а питаться твердой пищей не готовы, то вы несведущи, не готовы быть учителями, осознанными, рассудительными христианами, способными научить этому кого-то другого. Апостол Павел выражает досаду по этому поводу.

Дальше идет переход на 6-ю главу, которая органично продолжает мысль 5-й главы (мы уже говорили, что деление на главы имеет условный характер): Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. И это сделаем, если Бог позволит. Нужно уже продвигаться дальше в своем учении, в своем понимании, в своем сознании, а не останавливаться на азах, основных вероучительных моментах: крещение, возложение рук, воскресение мертвых, суд вечный. Христианам, прошедшим основную катехизацию (греческое слово, которое мы и сейчас используем), то есть оглашение учения в вере, нужно двигаться дальше, к «твердой пище».

Во 2-м стихе выражение о крещениях написано во множественном числе. Возможно, причина в том, что уже немало людей принимали христианство и участвовали в погружениях. Греческое слово «баптизм» (в переводе «крестить») означает именно «погружать». Любое ритуальное омовение в языческом и ветхозаветном иудейском мире называлось погружением. Даже если речь шла не о собственно религиозном контексте, а о светском, бытовом, использовалось то же слово. Например, когда кто-то у кого-то покупал раба, он его «крестил»: погружал в воду, омывал, облекал его в новую одежду, давал ему новое имя. Эта внешняя форма абсолютно не изменилась. Когда священник совершает таинство Крещения, происходит то же самое: человек перестает быть рабом греха и становится рабом Господа через омовение в воде, облечение в светлую новую одежду, наречение имени.

Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. Здесь мы видим очень интересный момент, который вызывал определенные дискуссии у богословов всех времен. Апостол Павел якобы утверждает, что невозможно отпавших обновлять покаянием. Однако что значит слово отпавших ? Когда мы приходим в Церковь, то не меняемся моментально и своими грехами, старыми привычками ежедневно досаждаем нашему Господу, распинаем Его. В одночасье очень сложно перестроиться, оставить прежнюю жизнь, особенно человеку в возрасте. Думаю, это знакомо каждому мирянину и священнику, который исповедует людей. Мы знаем, как сложно даются человеку перемены, особенно если он имеет уже сформированный характер, сформированные привычки, если человек вырос в другую эпоху, в другом государстве, с другими установками.

Поэтому здесь речь, скорее всего, идет не об этом, а о тех, кто, приняв Христа, потом сознательно отвернулся от Него, отрекся, отпал. Иногда это было связано с гонениями и другими факторами. Из церковной истории мы знаем, что были споры о том, как быть с этими отпавшими: еще раз их крестить, принимать через покаяние или вообще не принимать. Но существует все же церковная икономи́я, то есть снисхождение к человеческой немощи. Было постановлено, что если человек раскаивается в своем отпадении, нужно все-таки возвращать его в лоно Церкви. Исторически восторжествовала именно эта точка зрения, поскольку, действительно, не все выдерживали, особенно во времена серьезных гонений. И мы с вами, братья и сестры, не знаем, выдержали бы мы. Здесь всегда есть место снисхождению к человеческой немощи, поскольку мы сами немощны. Поэтому Церковь поступила справедливо и целесообразно, возвращая кающегося в свое лоно и давая ему возможность идти дальше к спасению.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать