Читаем Апостол. 16 августа. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос

16 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 12, ст. 12–26.

 

12. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос.

13. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.

14. Тело же не из одного члена, но из многих.

15. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу?

16. И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу?

17. Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние?

18. Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно.

19. А если бы все были один член, то где было бы тело?

20. Но теперь членов много, а тело одно.

21. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны.

22. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее,

23. и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения;

24. и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение,

25. дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге.

26. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.

(1 Кор. 12, 12 – 26)

 

Мы с вами уже в прошлый раз перешли к 12-й главе, просто не успели о ней поговорить. Наш разговор больше касался конца 11-й главы и проблемы евхаристических собраний, а в 12-й главе апостол Павел начинает свой разговор о дарах духовных. 12-я глава так и начинается: Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных (1 Кор. 12, 1). Прежде чем говорить собственно о дарах, апостол Павел говорит о Церкви как Теле Христовом. Что такое тело? Мы говорили, что «тело» значит «цело» (по-белорусски «тело» так и звучит), то есть нечто целое. Мы не всегда задумываемся над этим вроде бы простым понятием, но ведь если мы называем что-то телом, значит мы имеем в виду, что оно обладает некой целостностью, и в этой целостности обязательно есть элемент многообразия. Невозможно из кучи чего-то сделать тело; тело – это всегда некий гармоничный организм. Там есть множество составных частей, членов, как здесь написано, которые взаимодействуют. Какие-то части кажутся более благородными, важными и нужными, а какие-то – менее, но невозможно, отрезав даже то, что нам кажется совершенно незначительным, оставить тело телом, то есть целостным.

Апостол Павел иллюстрирует эту мысль сравнением Церкви как Тела Христова с телом человеческим. Действительно, как тогда это было очень понятно каждому человеку, так и сейчас: если мы с вами от нашего тела, в котором мы главным считаем голову, мозг, сердце, отрежем палец, то все равно все тело будет страдать, потому что телом оно уже не будет являться, целостность будет нарушена. Об этом апостол Павел и пишет, чтобы, как всегда, отрезвить коринфян, чтобы коринфяне не превозносились друг над другом. Кто-то из них считал, что имеет больше духовных даров, поэтому он более важная часть Церкви, а кто-то имеет меньше даров, поэтому он должен быть где-то ниже в этой иерархии – то есть опять нарушалось единство. Как мы говорили несколько дней назад, когда читали начало Послания к Коринфянам, для апостола Павла принципиальным моментом было единство Церкви. Коринфяне постоянно колебали его каким-то бесчинием, превозношением, разделением на партии, недостойным поведением во время тех же евхаристических собраний, в том числе несколько вольным поведением женщин на этих собраниях и не только. Мы помним и другие моменты превозношений, связанные с разделением на более одаренных и менее одаренных с духовной точки зрения. Все это апостол Павел здесь очень подробно разбирает с помощью вполне понятных символов.

12. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос.

13. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.

Все напоены одним Духом – кто-то более талантлив в этом смысле, кто-то менее, но все равно те, кто крестился, стали членом Тела Христова и напоены Духом.

Тело же не из одного члена, но из многих. Невозможно, грубо говоря, взять даже самый важный орган – сердце или мозг – и сделать из множества голов или сердец тело; так же невозможно вместо рук приделать ноги и наоборот. Все должно быть на своем месте, поэтому апостол Павел и пишет:

14. Тело же не из одного члена, но из многих.

15. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу?

16. И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу?

17. Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние?

Совершенно верно. Если все тело станет глазом, то где тогда будет слух? А если все тело – слух, то где обоняние? Дело в том, что в античности у некоторых философов мы можем найти некую иерархию частей тела. Например, считалось, что глаз все-таки важнее, чем ухо. Есть знаменитая поговорка: лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать, которая в какой-то степени отражает эту иерархию. Также считалось, что рука в какой-то степени важнее, чем нога.

18. Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно.

19. А если бы все были один член, то где было бы тело?

Тот же самый вопрос. Например, есть куча песка или другого материала. Каждая отдельная песчинка или снежинка – это тоже что-то неповторимое, можно сказать, тело само в себе. Но если мы видим груду песка или снега, то мы не можем это назвать телом, потому что в нем все однородно, в его частях нет такого различия, чтобы оно проявляло себя, как тело. Например, одним из главных признаков тела является то, что мы не можем расчленить, разделить тело на несколько более маленьких частей, но при этом получить то же самое по качеству. Если мы берем груду песка и делим ее на десять куч, то мы получаем тот же самый песок, только разделенный на десять кучек. Если мы будем делить тело человека каким-либо образом на десять частей, то мы не получим десять маленьких человечков. Так и с любым телом: стол и стул невозможно разделить на пять-десять частей и получить пять-десять маленьких стульчиков или столиков. Вот отличие тела от груды. Поэтому совершенно очевидный вопрос: если бы все были бы грудой чего-то однородного, то как бы существовало тело?

20. Но теперь членов много, а тело одно.

21. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны.

22. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее,

23. и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения.

Заканчивается отрывок 26-м стихом:

26. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.

Все еще и взаимосвязано, поэтому нужно заботиться о каждом члене, даже том, который кажется неблагородным, ненужным, поскольку тело есть тело.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать