Читаем Апостол. 16 апреля. Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею

16 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Евреям. Глава 9, ст. 24–28.

 

24. Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,

25. и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;

26. иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.

27. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,

28. так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.

(Евр. 9, 24 – 28)

 

Братья и сестры, мы с вами вновь обращаемся к Посланию апостола Павла к Евреям. Наверное, вы заметили, что во все выходные дни Великого поста – субботы и воскресенья – Святая Церковь дает нам отрывки именно из этого Послания. Напомню: его главная мысль заключается в том, что Христос есть Первосвященник Нового Завета, а все, что было в Ветхом Завете, – это прообразы, которые ни в коем случае не сравнятся с Самим Первообразом, то есть с Господом Иисусом Христом.

Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие. Действительно, святилище, или, как мы говорим сейчас, храм, – это то, что рукотворенно, и в те времена тоже было так. Первосвященники постоянно туда входили, приносили кровь жертвенных животных и тем самым просили у Бога отпущения грехов. Христос же вошел в самое небо, то есть Его искупительная жертва отменила, сделала необязательными остальные жертвоприношения.

И не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. Об этом мы уже говорили не один раз. Действительно, во Христе разрушается власть греха: Он Своей Кровью дарует отпущение грехов всем людям, которые в Него верят и приходят к Нему. Через эту жертву дверь Царства Божия раскрывается и уже никогда не закрывается со стороны Бога, только сам человек может закрыться от Царства Божия и не захотеть в него войти.

Существует понимание, что мы должны это заработать. Мы часто говорим на эту тему, потому что это ключевая мысль послания Павла, и другие апостолы очень много говорят об этом, даже в Апокалипсисе мы сталкиваемся с этой важной идеей христианства. Спасение невозможно заработать, оно дается Христом как подарок. Вопрос в том, что нужно уметь этим подарком «воспользоваться», не дать воли гордыне, а принять его смиренно и с благодарностью. Оказывается, человеку не так просто принять подарок, а не пытаться заработать свое спасение, чтобы оно основывалось на его заслугах, на том, что все-таки он хороший. Казалось бы, что сложного сказать: Бог нас любит, мы живем в Его милости, купаемся в Его любви – как здорово! Но нет, человеческое эго говорит: «Нужно, чтобы ты это заработал своими силами, чтобы тебя похвалили». Никто не хочет никому быть должным, даже Богу. Проблема находится внутри нашего сознания.

Господь говорит: «Покайтесь, потому что приблизилось Царство Божие». Мы воспринимаем покаяние как систематическое посещение исповеди, рассказ о своих грехах, рассуждаем, может ли покаяние быть многократным, но, по сути, самое главное, что имел в виду Христос, является чем-то единократным. Рассказ о своих грехах и немощах может продолжаться всю жизнь, а покаяние в том смысле, о котором говорил Христос, совершается, как щелчок. Мы думаем: «Я такой хороший, как бы мне самому заработать спасение, достичь его». И вдруг совершается щелчок, и мы понимаем, что все в этом мире – дар, и все мы живем в этой любви, как в даре. Нам не так уж хочется теперь осуждать, клеить ярлыки, зацикливаться на мысли, кто спасется, кто не спасется. Мы идем своей дорогой, чувствуем любовь Божию, благодарим Бога за эту любовь, распространяем ее на людей, окружающих нас. Это действительно состояние покаяния, по -гречески μετάνοια [метано ́ йя], изменение сознания. Это не значит, что человек становится идеальным и все начинает делать правильно, но он теперь воспринимает мир совершенно иначе, потому что источник греха – это сознание, нечистый ум. Как только происходит пробуждение сознания, изменение его, человек совершенно по-другому воспринимает этот мир и даже свое собственное несовершенство воспринимает уже не болезненно («Какой же я несовершенный, как бы мне стать хорошим и побыстрее»), а как этап своего пути, как волю Божию. Поскольку Бог решил, что человеку не надо быть идеальным, значит, в этом есть какой-то глубокий смысл. Если дать человеку совершенство сразу, то он может очень сильно возгордиться, решив, что это он такой хороший и именно у него так легко получилось стать лучше.

И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение. Все мы в конечном итоге предстанем перед судом, то есть кризисом (греческое слово κρίση [кри́си] переводится как «суд»). Каждому человеку придется встретиться с таким собой, как его задумал Бог. Бог дает нам возможности, потенциал, предназначение; воля Божия есть о каждом человеке, и Бог ведет человека, но тот иногда не хочет, уклоняется. Потом, в момент нашего суда Бог покажет нам, как в зеркале, наши нереализованные возможности: что мы могли сделать и не сделали. Это и будет нашим судом. Бог не полицейский, не жестокий садист, который хочет нас сломать, насладиться нашим мучением. Он даст нам возможность встречи с самими собой – такими, какими мы могли бы быть. Вот эти нереализованные возможности, несделанные дела – где-то недолюбили, где-то недорадовались, где-то не смирились – предстанут перед нами, и нам будет, как иногда говорят, мучительно больно за бездарно прожитую жизнь.

Исследования околосмертного опыта людей, которые стали возможными благодаря успехам реаниматологии, говорят о том, что человек, даже находясь между жизнью и смертью, уже соприкасается с каким-то иным, более тонким миром, где у него происходит встреча с самим собой, с умершими сродниками или их образами. Иногда трудно понять, действительно это конкретный человек или его образ человека в сознании того, кто находится в околосмертном состоянии, тем не менее эти встречи происходят. Суд неизбежен для каждого человека, поскольку мы не всегда делаем так, как нужно, как хотел бы Господь и даже так, как мы сами бы иногда хотели.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать