Читаем Апостол. 15 сентября. Только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу

15 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Галатам. Глава 5, ст. 11–21

 

11. За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы.

12. О, если бы удалены были возмущающие вас!

13. К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.

14. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

15. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

16. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,

17. ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

18. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

19. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,

20. идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси,

21. ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

(Гал. 5, 11 - 21)

 

Здесь апостол Павел продолжает тему соотношения закона и веры, закона и благодати. Начинается отрывок с восклицания: «Как было бы хорошо, если бы удалились те, кто возмущает галатов»! Так эта фраза звучит на русском языке. В оригинальном греческом тексте этот стих имеет несколько другой смысл. В нем апостол Павел, несколько иронизируя над теми, кто придает огромное значение обрезанию, со свойственными ему темпераментом и остроумием говорит: «Чтобы вообще об этом не думать, пусть эти люди полностью лишат себя мужского достоинства (по закону же обрезывать необходимо было крайнюю плоть у мужчин)». Это, конечно, звучит немного экстравагантно, поэтому русский перевод смягчает данный стих, возможно, чтобы соблюсти нормы приличия. В оригинальном тексте апостол Павел часто допускает строгие слова, иногда «околоругательные», потому что он действительно был очень ревностным проповедником и, пытаясь донести до человека какую-то истину, мысль, выбирал слова, которые могли бы «встряхнуть» слушателей, оппонентов или не определившихся, чью сторону занять.

С 13-го стиха апостол Павел начинает говорить об обратной стороне свободы. В начале 5-й главы, в отрывке, который мы разбирали в прошлый раз, было сказано: «…стойте в свободе, которую даровал вам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» . 13-й стих начинается очень похоже: « К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» . Это очень важный момент, так как, с одной стороны, апостол Павел говорит о том, что христианину не следует возвращаться под ярмо рабства, в том числе рабства закона. С другой стороны, он понимает, что свободу можно истолковать превратно. Мы с вами это тоже осознаем: наше время является прекрасной иллюстрацией того, что свобода понимается как вседозволенность, анархия, распущенность. Поэтому апостол Павел здесь предостерегает: да, братья, мы призваны к свободе, но только не была бы свобода наша поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу . Весь закон, действительно, заключается в одной заповеди: люби ближнего твоего, как самого себя. Свобода во Христе – это свобода проявления любви, возможность в разных ситуациях побеждать любовью. Любовь возвышает нас, делает свободными перед лицом греха, смерти и закона.

Очень часто возникает вопрос: как понять, что свобода во Христе, любовь во Христе возвышает нас над законом, и мы перестаем быть рабами закона, но становимся над ним? Может быть, имеет смысл прибегнуть к самым простым бытовым примерам, чтобы понять, что представляет собой человек, который во всем ведет себя по закону, даже направленному на благо, каков человек, который руководствуется любовью, иногда формально идя как бы поперек закона? Практически во всех странах есть правила дорожного движения и светофоры, которые нам указывают, когда пешеходам и автомобилям можно совершать движение, а когда нужно остановиться. Если вы едете за рулем автомобиля и видите перед собой зеленый свет, то можете проехать согласно закону (составленному здесь, на земле по определенной договоренности, что красный свет не хуже зеленого, и наоборот). Однако бывает, что в этот момент кто-то из пешеходов переходит дорогу на красный свет. Если человек рабствует закону, то, по идее, он имеет полное право поехать и совершить наезд на пешехода. Такое, скорее всего, не случится, потому что никто не хочет разбирательств, то есть человек удержит себя не по любви, а во избежание проблем. Тем не менее, если человек живет в рамках жестких законнических принципов, он выскажет все, что в голову пришло, по поводу этого нерадивого пешехода, апеллируя к тому, что нужно переходить улицу на зеленый свет и не мешать движению автомобилей. С точки зрения закона такой человек будет прав, но с точки зрения любви, если бы водитель был свободным во Христе, он бы просто воспринял эту ситуацию как некую данность: человек не увидел, задумался. Соответственно, нужно принять ответственность не только за себя, но и за пешехода, покрыть любовью несовершенство того человека. Это и будет вера, действующая любовью.

Вот какую свободу дарует нам Христос и жизнь в Нем. Если в нас живет любовь и вера, действующая любовью, то мы, конечно, по существу никогда не нарушим закон. Как говорит апостол Павел в Послании к Римлянам, любящий ближнего никогда не сделает ближнему зла. Другое дело, если мы рабствуем закону, тогда мы можем иногда поступить вопреки принципу любви. Таких случаев в жизни тоже хватает. Законы, какие бы они ни были, пишутся людьми, и всего спектра случаев и обстоятельств учесть не могут, а Дух Святой, Который живет в сердце христианина, всегда может подсказать самое лучшее решение. Вот о чем апостол Павел ведет речь, когда говорит о свободе во Христе. Она предполагает и огромную внутреннюю свободу, и огромную ответственность, потому что это две стороны одной и той же медали. Только во Христе мы понимаем, что такое настоящая свобода и абсолютная ответственность.

Напоминаю вам о необходимости ежедневно читать Слово Божие, потому что в нем великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать