Читаем Апостол. 15 октября. Обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся

15 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Филиппийцам. Глава 3, ст. 1–8

 

1. Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно.

2. Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания,

3. потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся,

4. хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я,

5. обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,

6. по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный.

7. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.

8. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа.

(Флп. 3, 1 – 8)

 

Замечательный отрывок, которым начинается третья глава Послания к Филиппийцам. Первый стих является завершением предыдущих размышлений апостола Павла, его просьбы к филиппийцам с радостью и с уважением принять Епафродита, который был в свое время послан к апостолу Павлу для служения. Павел заканчивает эту мысль еще одним призывом радоваться. Как мы говорили, нет ни одного Послания и вообще, возможно, библейского текста, где бы так часто употреблялось это слово и человек (в данном случае адресат Послания) так часто призывался к тому, чтобы радоваться: Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе.

Дальше тон апостола меняется. Некоторые исследователи даже предполагают, что Послание к Филиппийцам содержит в себе несколько отрывков из других Посланий, и как раз со второго стиха вкрапливается отрывок из какого-то другого – обличительного - Послания. До этого тон апостола Павла действительно был очень доброжелательный, он постоянно призывал радоваться, говорил о своей любви к филиппийцам, и не возникало никакой полемики. Если мы вспомним Послания к Коринфянам, к Римлянам и к Галатам, то в них апостол Павел чрезвычайно полемичен, иногда не стесняется каких-то жестких и грубых слов ради того, чтобы обличить лжеучителей и защитить правильное понимание Евангелия. Здесь, начиная со второго стиха, мы узнаем того самого апостола-полемиста из других Посланий, потому что обличение и нравоучения, которые здесь содержатся, тоже имеют очень строгий характер, пропитаны свойственным Павлу темпераментом.

Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся . Три похожих предостережения: берегитесь псов, злых делателей и обрезания. Апостол Павел вновь выступает против лжеучителей, которые пытались обременить христиан исполнением предписаний закона Моисеева, то есть тематика похожа на ту, которую мы находили в Послании к Галатам, к Римлянам и в других Посланиях. Как всегда, находятся такие учителя, которые стараются лишить христиан их свободы во Христе, свободы от предписаний ветхого Моисеева закона. Здесь апостол Павел «включает» свой темперамент и как бы переворачивает с ног на голову определенные понятия. Для иудеев псами являлись язычники; они считались нечистыми животными, даже не людьми в подлинном смысле этого слова. Вспомним Евангелие, где Иисус Христос, повторяя устоявшееся иудейское воззрение, говорит женщине-язычнице, которая просит исцелить ее дочь: «Я пришел к иудеям, к чадам Божиим, а ты хочешь, чтобы Я у детей отобрал хлеб и бросил псам». На что женщина ответила: «И псы едят крупицы, которые падают со стола». Она проявила смирение, не обиделась на Христа за то, что Он так грубо назвал язычников и в их числе саму эту женщину причислил к «псам». Здесь апостол наоборот называет псами лжеучителей, которые пытаются разделить христиан на христиан из иудеев и христиан из язычников, и призывает филиппийцев беречься их.

Берегитесь злых делателей , то есть злых проповедников. Мы помним, что слово «делатель» означает «проповедник, миссионер». Как сказал Господь в Евангелии, обращаясь к Своим ученикам: Жатвы много, а делателей мало . Апостол Павел призывает беречься злых проповедников, которые возглашают не истину Христову в ее полноте, а какие-то человеческие предания, которые подчас отвлекают и отделяют человека от полноценной Христовой истины.

Берегитесь обрезания, потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся . Очень интересный фрагмент. Здесь апостол Павел вновь использует колкую иронию. В Послании к Галатам нам встречался похожий отрывок, который в русском синодальном переводе был немного завуалирован, и стало непонятно, что имеет в виду апостол Павел. Подразумевалось, что если лжеучителя так много значения придают обрезанию, так много спорят об этом, то пусть отсекут мужской орган и вообще об этом не думают, покончат с этим вопросом раз и навсегда. В русском переводе сегодняшнего фрагмента дважды приводится слово «обрезание», но в греческом тексте эти слова различны: во втором стихе стоит κατατομή , а в третьем стихе περιτομή, которое как раз означает обрезание крайней плоти у мальчиков в качестве знака Ветхого завета (договоренности) людей с Богом. Апостол Павел говорит, что истинное обрезание – мы, служащие Богу духом , то есть подлинное обрезание, которого ждет Бог от человека, перешло к христианам; это обрезание духовное, нерукотворенное , как у апостола Павла сказано в другом Послании. Κατατομή – это полное отсечение мужского органа, которое нередко происходило во время ритуальных языческих оргий (язычники часто в своих ритуалах злоупотребляли тем, что связано с полом). Тех лжеучителей, которые проповедуют обрезание, нужно беречься, потому что это не περιτομή, а κ ατατομή , Апостол Павел пишет, что они вовсе не последователи истинного обрезания, а изуверы, которые только калечат себя и тех, кому они проповедуют. Он обыгрывает это очень едко, для того чтобы лучше дать понять адресату, что нельзя прислушиваться к этим учителям, которые просто застряли в Ветхом Завете.

Далее апостол Павел пишет, что как раз он мог бы надеяться на плоть, ведь он сам иудей, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный . Апостол Павел обладал всеми преимуществами иудеев: был фарисеем, то есть церковным аристократом, был евреем из евреев, то есть таким иудеем, который тщательно соблюдал все предписания закона. Апостолу Павлу открывался широкий горизонт, светила большая карьера, выражаясь современным языком, ведь он был учеником самого Гамалиила, великого иудейского учителя.

Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа. Все преимущества, которые были связаны с его иудейским происхождением, апостол Павел почел тщетою ради Христа, потому что все это отделяло его от Христа. Ведь так и было: апостол гнал Церковь Божию, глаза его были закрыты, он не видел спасения во Христе, наоборот, видел в этом опасность. Когда открылись его очи, все эти преимущества он счел пустым звуком. И не только в прошлом апостол Павел отказался от всех преимуществ иудаизма, но и на момент написания Послания все почитал тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса , то есть ради того, чтобы всем своим существом познавать Его (слово γνώζης означает не просто теоретическое знание, но познание чего-либо всем своим существом). Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа . Слово, переведенное у нас как «сор», в греческом тексте буквально означает «помои». Таким образом апостол Павел в сегодняшнем отрывке дважды использует слова, оскорбительные для своих оппонентов: обрезание, которое проповедуют лжеучителя, он называет изуверством, уродством, а иудейские преимущества, которыми гордятся все иудеи - «помоями», мусором.

Напоминаю о необходимости ежедневно читать слово Божие, потому что в нем для нас с вами заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать