Читаем Апостол. 15 мая. Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы

15 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 12, ст. 12–17. 

12И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.

13Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода, 14и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот.

15А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.

16Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились.

17Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.

Итак, братья и сестры, мы с вами продолжаем читать книгу «Деяний святых апостолов». Мы немного поменяли хронологию в течение этих трех дней. В субботу прочитали начало 12-й главы, отрывок, непосредственно предшествующий сегодняшнему, в воскресенье вернулись к окончанию 11-й главы, и сегодня мы опять продолжаем читать 12-ю. Итак, о чем здесь говорится? Напомню, что в начале 11-й главы говорилось о том, что Ирод Агриппа (тот, который был после Ирода Антипы, при котором распяли Христа) решает еще больше завоевать популярность. Он прибегал к этим средствам, делал вид, что исполняет все обычаи, законы, уставы, как полагалось, и в том числе притеснял христиан часто именно в угоду религиозному мнению иудеев. И вот что же он делает? Он усекает Иакова, брата Иоанна, мечем, обезглавливает его и помещает в темницу Петра. Но Петр чудесным образом, мы читали об этом два дня назад, избавляется из темницы и идет дальше, куда ведет его внутренний голос. В 12-м стихе сказано: «И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились». Мы помним, что за Петра молились, когда он попал в темницу и, возможно, эти люди в доме Марии  и Марка, тоже молились о его освобождении. Иоанн Марк, о нем еще будет идти речь впереди, – тот человек, которого, скорее всего, нужно признать за евангелиста Марка. Он носил двойное имя. Здесь он называется Иоанном Марком, а уже в традиции библейской, новозаветной, мы знаем этого человека как евангелиста Марка, с одним именем. По всей видимости, речь идет именно о нем. Потому что когда мы с вами рассуждаем о евангелистах и об их Евангелиях, мы понимаем, что евангелисты Матфей и Иоанн – одни из 12-ти учеников Господа, и сами много видели. Евангелист Иоанн вообще один из ближайших, и бывал со Христом в тех ситуациях, в которых не бывали другие апостолы (в Гефсиманском саду, на горе Преображения). Действительно, Евангелие от Иоанна – особо духовное, мистическое, символическое. У евангелиста Матфея тоже очень много речей Господа, которые он мог слышать своими ушами. Евангелисты Марк и Лука не присутствовали во время земной проповеди Господа рядом с ним, поэтому они пользовались какими-то рассказами, преданиями, слушая других апостолов. Считается, что Иоанн Марк – тот, кто много времени проводил с апостолом Петром, поэтому его версия Евангелия достаточно простая по сравнению с остальными евангелистами, самая короткая. Возможно, многое там было взято именно со слов апостола Петра. Но евангелист Лука, который также автор книги «Деяний» - это спутник апостола Павла. Позже мы увидим, как он присоединится к  Павлу. И хотя сам апостол Павел тоже не видел Христа при Его земной жизни, их встреча состоялась, когда Павел шел в Дамаск. Тогда воскресший Христос явился Павлу. Конечно, эта встреча тоже очень сильно повлияла на Павла и очень многое ему открыла, но, может, не с точки зрения конкретных каких-то земных деяний и речей Господа, а саму суть, сам смысл Его пришествия. Поэтому Лука, по всей видимости, пользовался тоже какими-то устными преданиями, может, некоторыми письменными источниками для того, чтобы составить свое собственное Евангелие, которое написано, как и «Деяния», наиболее прекрасным из всего Нового Завета греческим языком с большим количеством подробностей, уточнений. Действительно, Лука, возможно, потрудился для того, чтобы написать очень четкий текст, содержащий множество важных подробностей для тех, кто не совсем хорошо был знаком со всеми этими подробностями. Евреи, может, знали какие-то названия, места, термины, а, скажем, христиане из язычников –  не так хорошо. Поэтому Лука чаще комментирует какие-то еврейские реалии, чем тот же Марк. Это понятно, поскольку Евангелие от Луки, как считают многие исследователи, больше направлено на христиан из язычников.

Дальше мы видим: «Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода, и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот. А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его». Очень интересно. Когда мы говорим о том, что в Церкви есть учение об ангелах, мы, конечно, понимаем, что в Священном Писании, как Ветхого, так и Нового Завета, нет так широко и так явно разработанного учения об ангелах. Есть несколько цитат, когда мы читаем «Катехизис» или «Догматическое богословие», мы видим цитаты из Ветхого Завета:  «Творяй ангелы своя духи и слуги своя пламень огненный» (эта же цитата есть в начале Послания  к Евреям). Четко разработанного учения мы не видим, но тем не менее постоянно видим то, как понимали это люди, жившие в ту эпоху. Они не могли поверить, что сам Петр мог как-то освободиться и пройти сквозь ворота, сквозь темничную стражу, но тем не менее они могли предположить, что это ангел Петра (вера в то, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель присутствовала, и здесь она как раз иллюстрируется мыслями, словами собравшихся людей). Если тебе кажется, что это Петр, визуально или слышишь его голос, то не может ли это быть его ангел? Это очень интересно. Мы видим, исходя из повествования то, как верили те люди, про которых идет речь, как верил автор той или иной книги, мы это тоже можем понять из текста. Это очень важный момент, потому что когда мы говорили о том мостике между античным и еврейским миропониманием, очень важно понять, как верили, мыслили, смотрели на мир евреи и люди античной культуры. Тем самым мы можем понять, какие вещи могли пересекаться, какие не могли пересекаться, где-то что-то, может быть, было вытеснено одним, а где-то что-то вытеснено другим. То есть мы видим, как формируются взгляды, как формируется мировосприятие людей, в том числе  христиан, христианского богословия в результате столкновения каких-то культурных реалий, подчас очень и очень разных.

Напоминаю Вам о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада и утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать