Читаем Апостол. 15 мая. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу

15 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 6, ст. 1–7.

 

1. В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.

2. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.

3. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,

4. а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.

5. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;

6. их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.

7. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.

(Деян. 6, 1 – 7)

 

Мы с вами продолжаем читать отрывки из книги Деяний святых апостолов и окунаемся в атмосферу раннехристианской общины. В 6-й главе мы встретились с тем, как была учреждена должность диакона. Мы знаем, что сейчас в Православной Церкви есть три степени священства: епископ, пресвитер и диакон, и как раз должность диакона была учреждена в самые ранние времена.

В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. С одной стороны, все было общее, был раннехристианский «коммунизм», который впредь никогда уже не был возможен, и никогда не было попытки реализовать что-то подобное (разве что в малых христианских группах, но тоже не всегда успешно). Однако не нужно заниматься идеализацией: в раннехристианской Церкви тоже были проблемы, когда кто-то был недоволен, что ему дали меньше, чем кому-то. Здесь произошло столкновение интересов двух разных групп внутри христианства: эллинистов и евреев. Евреями назывались те иудеи, которые жили в Иудее, Иерусалиме и не принимали греческий язык, греческие обычаи, то есть были консервативными иудеями. Эллинисты – это иудеи, которые жили в рассеянии в других местах Римской империи, поэтому часто разговаривали на греческом языке, перенимали какие-то обычаи, одежду, праздники, быт, то есть были уже не такими «фундаментальными» иудеями. Между этими группами существовала некая напряженность, как нередко бывает между консервативными и либеральными группами, «правыми» и «левыми». Часто в число эллинистов попадали так называемые прозелиты – язычники, которые приняли иудаизм, а потом уже перешли в христианство (как бы «транзитом» через иудаизм). Когда происходило раздаяние, вдовицам из евреев выдавалось что-то лучшее или больше, чем христианам из эллинистов. Этот спор мы видим на протяжении всей книги Деяний апостольских, и в посланиях апостола Павла также заметны следы различных споров между более или менее фундаментальными группами внутри христианства по причине разного происхождения этих групп.

Чтобы не заниматься бытовыми, материальными вопросами ( нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах ), апостолы решили: Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.

Апостолы хотели, как и раньше, основное время посвящать молитве и служению слова, то есть проповеди. Надо было выбрать семь человек для распределения ежедневных раздаяний, постоянно возникающих благодаря тому, что кто-то что-то приносил (иногда это даже были все деньги, вырученные от продажи имения).

И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников. Здесь мы видим имена, и хорошо знакомые нам менее знакомые. Про первого диакона Стефана, которого еще называют архидиаконом, речь в книге Деяний будет идти дальше. Он считается первым мучеником, погибшим за проповедь Христа в Иерусалиме. Про Филиппа тоже еще будет сказано в книге Деяний. Замыкает этот список Николай Антиохиец, обращенный из язычников, который в большей степени радел бы не только о вдовицах из евреев, но о тех, которые относились к группе прозелитов или рассеянных по империи эллинистов. …их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. Через возложение рук им сообщили благодать Святого Духа на это служение. Так и сейчас совершается возведение в диаконскую, священническую, епископскую степень.

Вначале функция диаконов была простая, не относящаяся к молитве и богослужению: равномерно распределять между всеми пищу и приношения. Собственно говоря, словом «диакон» и потом называли (возможно, до сих пор называют) человека, который служит при столах, даже официанта в нашем понимании. Со временем функциональность диакона несколько поменялась, и сейчас он служит в алтаре. Хотя диакон сам не совершает никаких таинств, а может только помогать священнику или епископу, тем не менее его функции теперь в основном связаны с богослужением. Хотя диакона часто нагружают и другими обязанностями, связанными с хозяйственной частью, а также послушаниями по части проповеди, катехизации, социальной работы. Это связано с тем, что у диакона обычно несколько больше времени, чем у священника, поскольку он не совершает никаких чинопоследований.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

ерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать