Читаем Апостол. 15 марта. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко

15 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Читается Откровение Иоанна Богослова.

 

Как мы и договаривались, в будние дни Великого поста мы будем читать и размышлять над самой, наверное, таинственной и очень глубокой книгой Нового Завета, последней по оглавлению – Апокалипсисе святого Иоанна Богослова. Напомню, что эта книга никогда не читается за богослужением в Православной Церкви, поэтому то, что мы с вами пытаемся ее прочитать и поразмышлять хотя бы над какой-то ее частью, является заполнением пробела в изучении этой книги. На телеканале «Союз» есть беседы на апостольские чтения, на Евангелие, поэтому оказывается охвачен весь Новый Завет, кроме этой книги. Мы с вами попробуем немного раскрыть для себя содержание этой замечательной книги Нового Завета.

Напомню, что во время предыдущих бесед мы с вами говорили об этой книге в целом, о разнообразии жанров, которые в ней можно найти. Можно определить ее как апокалипсис, пророчество, послание. Также эта книга имеет литургический оттенок, и в прошлый раз на примере первых стихов 1-й главы мы поговорили о том, как эти стихи читались в богослужебном формате. Предстоятель благословлял чтеца, чтец провозглашал название книги, хор пел свою часть текста, пророк провозглашал некое пророчество, и чтец продолжал читать. Сегодня мы с вами приступим к содержанию книги.

1:1. Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну,

1:2. который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел.

Здесь мы видим то, что в библеистике называется цепочкой откровений. В этих первых стихах нам сразу дается понять, каким образом это откровение происходило. Мы видим, что это Откровение Иисуса Христа, то есть Иисус Христос открывает тайны последних времен и того, что будет после них. Это откровение дает Ему Бог. Иисус Христос через ангела дает его Своему рабу Иоанну Богослову, и тот уже передает это откровение рабам Божиим, то есть всем остальным христианам. Надо сразу заметить, что само откровение, которое дает Иисус Христос, начинается примерно с 11-й главы (где-то середина книги), когда раскрывается свиток и его содержание. Все, о чем говорится до этого свитка, относится к той цепочке откровений, которую мы видели в самом начале. Это нужно иметь в виду, когда мы будем читать текст книги.

Здесь сказано: чему надлежит быть вскоре. С одной стороны, вскоре может означать ближайшее время, а с другой – выражение последние времена или вскоре не всегда означает, что времени по нашим меркам осталось совсем мало. Некоторые думали, что до Пришествия Христа остались десятилетия, столетия, но со времени написания книги Откровения прошло уже две тысячи лет. Мы понимаем, что это связано не с тем, что пророчество не сбывается, а с тем, что последние времена – это все время существования Церкви от ее основания до того, как вновь придет Христос. Это может быть тысяча, две, десять тысяч лет – все это последние времена, и о них можно сказать, что этому надлежит быть вскоре.

Слово надлежит говорит о том, что все в руках Божиих, Бог руководит историей. По большому счету, книга Откровение как раз открывает нам то, как будет разворачиваться история, Господин которой – Сам Бог. С другой стороны, Откровение рассказывает о том, как в истории, в бытии этого земного мира реализуется прошение молитвы Господней, или «Отче наш», которую мы читаем каждый день и поем за литургией. В ней есть прошение: Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. И еще Да приидет Царствие Твое, то есть чтобы то Царствие, которое на небе, осуществилось и на земле. О том, как это должно быть, и повествует книга Откровение, и этому надлежит быть настолько вскоре, насколько определит Господь.

1:3. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.

Мы помним, что это благословение, которое предстоятель посылает чтецу и тем, кто слушает слова пророчества. Ибо время близко – это то, о чем я только что говорил, но выраженное другими словами. Насколько близко это время, гадать нам нет никакого смысла, это в руках Божиих. Во вступительной беседе мы уже говорили, что различные спекуляции, страхи и даже параноидальные настроения часто основывались именно на том, что люди пытались увидеть эти последние времена в конкретных событиях и, соответственно, увидеть в конкретных личностях участников этих последних времен, например, антихриста. Пока, как мы видим, с точки зрения исторического развития все это было неверно – Антихрист в глобальном смысле слова не приходил. Сколько еще отпущено существовать нашему миру, мы не знаем и не можем знать.

Как замечает в своей книге отец Ианнуарий, важно прочитать Апокалипсис не для того, чтобы увидеть там какие-то реальные события, в том числе закодированные, а для того, чтобы понять внутренний вечный смысл этой книги, чтобы у нас возник экзистенциальный ответ на то, что мы прочитаем. Напомню, что экзистенция означает существование, таким образом, важен наш жизненный ответ на содержание этой книги, которое имеет вечную ценность и актуально во все времена существования Церкви. Вот что имеет значение, а не попытка приложить это содержание к какому-то конкретному времени, увидев в нем персонажей или события, напоминающие строки этой книги. Иногда очень хочется увидеть в числах, которыми наполнен Апокалипсис, какие-то конкретные события, даты и числа, но нужно понимать, что эта книга глубоко символична, поэтому очень многие моменты указывают на некий внутренний смысл, внутреннюю ценность, а не являются каким-то кодом. Мы с вами постараемся именно с этой точки зрения взглянуть на данную книгу. Повторю, рассмотреть ее более подробно можно, прочитав комментарий архимандрита Ианнуария, поскольку это, наверное, самый понятный из существующих комментариев, к тому же их не так много в истории православного богословия.

Далее начинается чтение самой книги. Чтец выступает и говорит, кто и кому пишет. Мы здесь видим прескриптум согласно формуляру античного послания.

1 : 4. Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его.

5-й стих является продолжением прескриптума, но об этом мы поговорим более подробно в следующий раз, поскольку время сегодняшней передачи подошло к концу.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать