Читаем Апостол. 15 июля. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!

15 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 11, ст. 25–36.

 

25. Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;

26. и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.

27. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.

28. В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.

29. Ибо дары и призвание Божие непреложны.

30. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,

31. так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.

32. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.

33. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!

34. Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?

35. Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?

36. Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.

(Рим. 11, 25-36)

 

Конец 11-й главы – прекраснейший, торжественный отрывок, где апостол Павел подводит итог своему долгому рассуждению (9-11 главы) о судьбах мира: судьбах израильского и языческих народов. Сначала он сопоставляет их, а потом приходит к глобальному, космическому завершению истории – в конце концов Бог, всех заключив в непослушание, всех и помилует. И в завершение апостол восхищается бездной богатства премудрости и ведения Божия – это гимн Божественной мудрости и силе, Божественному замыслу.

В начале отрывка Павел сказал, что отпадение ветхозаветного Израиля случилось для того, чтобы Бог дал возможность распространиться Евангельской Вести среди язычников. Но он предупреждает язычников ни в коем случае не гордиться этим, как написано в 20-м стихе не гордись, но бойся, то есть не думай, что спасение тебе уже гарантировано: отнято от иудеев и дано тебе. Мы говорили по поводу антисемитских настроений, биений себя в грудь: мы – новый избранный народ, мы – Церковь Христова и смотрим на всех свысока, тем более на еврейский народ, представителей иудейской веры, говоря: они распяли Христа, они богоотступники, богоборцы. Вы, братья и сестры, сами знаете все эти мысли и разговоры, на эту тему даже пишутся книги, подчас крайне сомнительного содержания. Тем не менее это существует, ничего с этим не поделаешь. И здесь апостол Павел как раз говорит, что не надо впадать в эту гордыню, эйфорию, тем более горделиво относиться к кому бы то ни было.

25. Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе. Очень хорошее наставление и нам, христианам, потому что наше ощущение «народа-богоносца», ощущение нашего избранничества (не в том смысле, о котором мы говорили, что Бог избирает народ или человека ради какой-то миссии, а не потому, что он лучше других). Мы часто понимаем свое избранничество именно таким образом: мы избраны потому, что какие-то особенные, а Павел говорит, чтобы мы не мечтали о себе.

В чем же заключается эта тайна?

…что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников. Вот каков замысел Божий, Бог, оказывается, предвидел и даже попустил тому, чтобы Израиль отпал от истинного народа Божия, для того чтобы в этой конфронтации, в этой борьбе иудаизма и христианства ко Христу пришло больше язычников, как здесь написано: пока войдет полное число язычников. Ведь все остальные, входившие в Церковь, были язычниками: европейские народы и наш русский народ; до сих пор слово Божие проповедуется и в Латинской Америке, и в Азии, и в Африке, и, наверное, есть какие-то земли, где слово Божие проповедано еще недостаточно и где также живут язычники. Весь мир охвачен проповедью христианства во многом благодаря тому, что когда-то иудаизм оттолкнул апостолов и они пошли проповедовать по всему миру: тогда это была Римская империя, также населенная язычниками, а иногда они выходили за ее пределы. Сейчас мы можем говорить, что, действительно, весь мир в той или иной степени охвачен проповедью христианства и поэтому Божий замысел понятен, то есть апостол Павел рассуждает очень здраво и логично, глядя далеко вперед, на века. Если говорить о нынешней ситуации, то язычники входят и входят, а иудеи еще находятся в противлении и непослушании.

28. В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.

Тем не менее им даны обетования:

29. Ибо дары и призвание Божие непреложны.

Бог когда-то избрал этот народ, и Его дары и призвание непреложны, то есть Бог не исключает для Израиля окончательной возможности все равно прийти к Христу, к признанию, что Он есть Сын Божий. Апостол Павел видит эту возможность, верит в нее и надеется.

30. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,

Язычники были вне народа Божия, находились в язычестве, были непослушными, а тут непослушными стали иудеи, а язычники стали послушными – услышали Евангелие.

31. так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.

И вывод из всего рассуждения:

32. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.

Вот, оказывается, какой замысел у Бога! Бог – любящий Отец и все в мире устраивает так, чтобы в конце концов каждый попал в ситуацию непослушания, может быть, даже богопротивления, когда человек осознает свою немощность, свое противостояние Богу, и в конце концов от этого непослушания придет к послушанию, то есть помилованию: Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. Апостол Павел говорит это и глобально о народах, и о конкретных людях: один человек может быть изначально в послушании, а другой – в непослушании, как, образно говоря, народ иудейский и народ языческий, а потом получится наоборот: тот, кто был в послушании, как иудей, вдруг не примет какую-то истинную на уровне человеческого пути и будет в непослушании, а кто-то, напротив, примет Евангелие всем сердцем, не формально, не фарисейски и станет ближе Богу, то есть окажется в послушании. Это все тайны Божественного замысла, Павел об этом и говорит:

33. О, бездна богатства – нам и недоступно понять, чего хочет Бог, – и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!

34. Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?

35. Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?

36. Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.

Вот гимн мудрости Божией – все из Бога исходит, все Им движется и к Нему приходит. Восхитительные слова и окончание здравого и принципиального рассуждения апостола Павла о судьбах мира.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать