Читаем Апостол. 15 февраля. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим

15 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Святой Церковью читается Послание к Евреям. Глава 7, ст. 7–17.

 

7. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.

8. И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет.

9. И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину:

10. ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.

11. Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжен закон народа, — то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?

12. Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.

13. Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.

14. Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.

15. И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной,

16. Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.

17. Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

(Евр. 7, 7 – 17)

 

Этот отрывок, дорогие братья и сестры, читается сегодня, 15 февраля, потому, что в этот день Святая Церковь празднует великий праздник Сретения Господня. Может быть, не сразу понятно, почему читается именно он, и сейчас мы попытаемся разобраться.

Напомню, что Послание к Евреям содержит огромное количество прообразов. Апостол Павел через события и персонажей Ветхого Завета пытается разъяснить смысл событий новозаветных. Он говорит о том, что происходящее в Новом Завете имело своим прообразом некоторые события или некоторых людей в Ветхом Завете. Было чрезвычайно важно, особенно в те времена, чтобы все новое имело некий корень в чем-то древнем. Иисус Христос и Новый Завет неизбежно должны были иметь прообраз в Ветхом Завете, иначе получалось бы, что Новый Завет возник на пустом месте, не имея никакой основы. Древний человек с осторожностью отнесся бы к такому явлению, поскольку что-то совсем новое всегда вызывает некую настороженность. Когда же оказывалось, что это укорененено в древности, то воспринималось совсем иначе.

Мы с вами буквально вчера говорили о том, что юность и старость периодически находятся в некоем конфликте. Иисус Христос вышел на проповедь, а ведь Он являлся человеком из колена Иудина, из которого - как здесь написано - никто не приступал к жертвеннику . Только потомки Левия были ветхозаветными священниками. Как же тогда объяснить, что Христос является Вечным Первосвященником в христианстве? Послание к Евреям во многом посвящено именно этой теме: Иисус Христос – Непреходящий Вечный Священник Нового Завета. Апостол Павел здесь использует прообраз первосвященника Мелхиседека, которому Авраам принес десятину задолго до того, как были рождены Иуда, Левий и прочие братья Иакова. Как и написано в 9-м стихе: И, так сказать, сам Левий (который потом станет родоначальником всех ветхозаветных священников) , принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его. То есть он был в чреслах своего отца Иакова, который был в чреслах Исаака, а Исаак ­­­– в чреслах Авраама. Мелхиседек получил десятину от предков Левия, то есть от самого Авраама. Получается, священник по чину Мелхиседека все равно выше и древнее. Повторю, что тема древности была чрезвычайно важной для людей того времени. Получается, что Иисус Христос имеет Свое первосвященство по чину Мелхиседека и Он выше, чем Ветхий Завет, ветхий закон.

Подытожить все эти рассуждения можно первым стихом сегодняшнего отрывка: Без всякого же прекословия меньший благословляется большим . Получается, что больший всегда благословляет, он всегда выше меньшего. Новый Завет, по мысли апостола Павла, конечно, выше, чем Ветхий, и Иисус Христос, как Первосвященник по чину Мелхиседека, благословляет ветхое священство. Новый Завет благословляет Ветхий, отпускает его в прошлое, давая людям новозаветную праведность, новозаветное спасение.

Если мы глубоко задумаемся, то увидим, что в празднике Сретения происходит это благословение, встреча (именно так переводится на русский язык славянское слово «сретение»). Это не просто встреча двух равных людей. Греческое слово, которое переводится как «сретение» или «встреча», означает именно встречу неравных по силе сторон. Это слово из военного лексикона (мы говорили о нем, когда читали Первое послание к Фессалоникийцам). Например, когда какой-то город видел, что уже не может сдерживать осаду, он открывал ворота, встречал войско во главе с военачальником, приносил ему ключи от города, то есть происходила сдача осажденного города. Это шествие называлось сретением: слабый сдавался на милость победителя. Симеон принимает сорокадневного Младенца, Иисуса Христа, но на самом деле не он благословляет, не он является бо́льшим, хотя он представитель ветхозаветной праведности, великовозрастный старец, согласно Преданию. Благословляет Младенец Иисус Христос, потому что меньший от большего благословляется. В лице Симеона Ветхий Завет отходит в прошлое, а Новый в лице Иисуса Христа выходит на первое место. Эта встреча означает, что происходит смена, духовный переворот: Ветхий Завет в лице Симеона встречает Новый Завет, Иисуса Христа, и происходит «сдача ключей»: меньшее, слабейшее уступает место сильнейшему, более возвышенному, более духовному.

Вот связь сегодняшнего апостольского отрывка с праздником Сретения. Она очень глубокая и важная, и нам с вами нужно ее понимать, читая этот отрывок и размышляя о празднике Сретения Господа нашего Иисуса Христа. Еще раз всех вас поздравляю с этим замечательным праздником!

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать