Читаем Апостол. 15 декабря. Постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность

15 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Евреям. Глава 4, ст. 1–13.

 

1. Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим.

2. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших.

3. А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела Его были совершены еще в начале мира.

4. Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих.

5. И еще здесь: «не войдут в покой Мой».

6. Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность,

7. то еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших».

8. Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне.

9. Посему для народа Божия еще остается субботство.

10. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.

11. Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность.

12. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.

13. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.

(Евр. 4, 1 – 13)

 

Дорогие братья и сестры, мы видим продолжение мысли апостола Павла относительно эпизода исхода евреев из Египта, потому что нынешний отрывок сразу следует за тем, который мы разбирали в прошлый раз. В данном случае мы никуда не перескакиваем, а читаем текст подряд. Напомню, что деление на главы и стихи возникло где-то в средние века. В древности книг в нашем понимании не было, были свитки, и слова были написаны друг за другом без всякого деления, иногда очень плотно. Те, кто видел старославянские тексты, написанные на бумаге или на стенах храма, могли обратить внимание на то, что даже пробелов между словами не было, текст представлял собой одно сплошное целое. Кто-то когда-то решил разделить его для удобства поиска: когда мы называем главу, стих, то нам их легко найти, а если бы этого не было, то, конечно, было бы очень сложно ориентироваться. Поэтому мы можем воспринимать этот текст как продолжение предыдущей главы, предыдущей мысли.

Этот отрывок не так прост для понимания в силу сложных оборотов, сложной подачи мысли. Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. Апостол Павел, как мы уже говорили, воспринимает историю ветхого Израиля как некий прообраз того, что происходит в момент написания Послания, то есть в момент наступления христианства, поэтому он постоянно проводит параллели. Цель апостола понятна, он хочет сказать: посмотрите, что случилось с ветхим Израилем, тогда все были призваны войти в покой, в землю обетованную, но за непокорство, за неверие не вошли. Все те, кто вышел из Египта и еще несли на себе дух египетского рабства, включая и самого Моисея, не вошли в землю обетованную. Ввел новое поколение израильского народа Иисус Навин, который упоминается здесь в 8-м стихе.

Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. Апостол Павел говорит: и нам, христианам, надо быть аккуратными, потому что теперь Бог призывает нас в новый, духовный покой. Если тогда это был покой в территориальном смысле слова, то есть земля обетованная находится где-то в конкретном месте, то сейчас Божий призыв касается Царства Божия: покой в Боге как Царство Божие. Такое метафорическое выражение связано с тем, что день покоя – шаббат, суббота, это день особого пребывании в Боге. Мы уже говорили, что слово «мир», по-еврейски «шалом», означает для евреев не просто отсутствие войны, а полноту благ, спасение и, если переводить на христианский язык, соединение с Богом, возвращение к Нему. Поэтому когда евреи желали друг другу мира, говорили о мире, речь шла о высшей религиозной ценности. Стремясь войти в покой (шаббат) или мир (шалом), они стремились к чему-то самому желанному в их жизни.

Апостол Павел говорит о том, что сейчас Бог нас тоже призывает, но уже к высшему, духовному миру, духовному покою, поэтому нужно быть осторожными, чтобы и нам за неверие и непокорность не остаться вне этого покоя. В те времена, да и в наши дни человек мыслит о своем спасении, движении к Богу и приближении к Царству Божию немного автоматически: «Я уже призван в Церковь, участвую в таинствах, читаю молитвы, значит я должен достигнуть Царства Божия, куда денусь-то!». Но, конечно, это не так. Человек всегда должен трезво относиться к себе: куда он движется, в какую сторону, действительно он приближается к этому духовному покою, спасению, Царству Божию или он, подобно непокорным и неверующим иудеям, может остаться за пределами земли обетованной в духовном понимании этого слова.

11-й стих является призывом: Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. Слово Божие, обращенное к нам, Священное Писание, проникает внутрь, как меч обоюдоострый, и ставит все на свои места, дает возможность трезво оценить, кто мы такие и куда двигаемся. Потому здесь и написано: судит помышления и намерения сердечные, а не внешнее поведение и тот моральный облик, который мы надеваем как маску, чтобы казаться хорошими, добрыми, а именно то, что происходит в нашем сердце. Слово Божие судит нас до самых глубин, поэтому нужно всегда прислушиваться к нему, и тогда нам станет понятнее, двигаемся мы в землю обетованную, Царство Божие, или в каком-то другом направлении. Слово Божие нам в этом помощник, наш обличитель и советник.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать