Читаем Апостол. 15 апреля. И вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих

15 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Читается Откровение Иоанна Богослова.

 

В будние дни великопостного периода мы продолжаем размышлять над книгой Апокалипсис Иоанна Богослова, так как отрывки из Апостола (как и Евангелия) за богослужениями этих дней не читаются.

В прошлый раз мы с вами прочитали 6-ю главу и сегодня переходим к 7-й. Напомню, что в 6-й главе состоялось снятие шести печатей со свитка, то есть книги (в древности книги были в виде свитка, который сворачивался и запечатывался). Выяснилось, что только Агнец Закланный, то есть Иисус Христос, достоин снять эти печати и прочитать то, что написано в книге.

Когда 6-я печать была снята, то пришел гнев Божий на землю: землетрясения, различные бедствия, катаклизмы. 6-я глава закончилась вопросом: кто может устоять? как христианам стать выделенными из остального числа людей, чтобы гнев Божий их не коснулся? 7-я глава говорит о том, что христиане должны быть запечатлены.

1. И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево.

2. И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря:

3. не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.

(Откр.7, 1 – 3)

Братья и сестры, мы видим четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли. Четыре – символическое число полноты: четыре стороны света, четыре угла земли. В очередной раз повторю, что мы не можем принимать все написанное буквально: будто во времена Иоанна Богослова люди твердо верили, что у земли есть четыре угла, что земля квадратная или прямоугольная. Если мы будем читать без толкования, без внутреннего понимания, то у нас возникнет противоречие между Апокалипсисом и представлением о шарообразной земле. Наука и религия не противоречат друг другу, просто надо либо заниматься наукой в полном смысле этого слова – фундаментально, а не превращая какие-то научные данные в идеологическое оружие, либо глубоко изучать Библию. Еще лучше делать то и другое, понимая, что есть вещи, которые нельзя толковать в прямом смысле, и тогда никаких противоречий не будет.

И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. Печать – очень важный символ принадлежности, например, на раба ставили клеймо, и это означало, что он принадлежит тому или иному хозяину. У Бога тоже есть Своя печать – знак принадлежности Ему.

И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. Отец Ианнуарий (Ивлиев) отмечает, что в 6-й главе говорилось о землетрясении, то есть все уже было разрушено, и вдруг ангел говорит: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам. Как же так? Если воспринимать книгу Апокалипсис как линейное повествование, где описываемые события идут одно за другим, то мы можем впасть в заблуждение. События в этом виде́нии Иоанна Богослова могут идти не последовательно, а накладываться друг на друга. Действительно, этот Суд Божий коснулся всего творения, и многое было разрушено, а здесь речь идет о том, что Господь хочет запечатлеть Своих избранных. И поэтому ангел говорит, что не должно быть окончательного суда и разрушения мира прежде печати. То есть снятие седьмой печати, после которого полностью раскроется книга и начнется Суд Божий, не может состояться, пока не запечатлены христиане, чтобы бедствия не коснулись их.

4. И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых.

5. Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч;

6. из колена Асирова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч;

7. из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Левиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч;

8. из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч.

(Откр.7, 4–8)

Перечисляется двенадцать колен Израилевых. Рувим был старшим сыном, но первым упоминается четвертый сын Иуда. От его колена, как мы помним, происходил Мессия, поэтому Иуда поставлен на первое место. Здесь нет имени сына Иакова Дана: он и его потомки впали в идолопоклонство, поэтому вместо этого вероотступнического колена сюда попадает Манассия, который упоминается в 6-м стихе. Манассия и Ефрем – два сына Иосифа, который фигурирует в 8-м стихе.

От каждого колена запечатлены по двенадцать тысяч. Конечно, это тоже символическое число. Двенадцать колен, умноженные еще на двенадцать, это сто сорок четыре, и они умножены на тысячу как символ полноты в больших масштабах. Именно поэтому указано сто сорок четыре тысячи запечатленных, но ни в коем случае не нужно думать, что если сейчас случится апокалипсис, то среди семи миллиардов жителей земли нужно будет выбрать только сто сорок четыре тысячи. Это наивное, примитивное представление, и нельзя толковать Апокалипсис таким поверхностным образом.

9. После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих.

(Откр.7, 9)

В ветхозаветном мировосприятии считалось, что спастись должны только евреи, богоизбранный народ, причем из этих двенадцати колен. Таким образом, число спасенных было крайне ограничено, в том числе этнически. Однако 9-й стих говорит о другом. Подобная ситуация встречалась нам в 5-м стихе: пророчествовалось о льве из колена Иудина, а пришел не лев, но Агнец Закланный. Получается, что Ветхий Завет ожидает спасения для узкого числа богоизбранного еврейского народа, а остальные должны оказаться вне этого спасения, но 9-й стих переворачивает это и ставит на новозаветный фундамент. Иоанн Богослов услышал про запечатленных сто сорок четыре тысячи – а взглянул и увидел великое множество людей, которого никто не мог перечесть. Мало того, они были не только из евреев, а из всех племен и колен, и народов и языков.

Они стояли пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. Белые одежды – символ чистоты, а пальмовая ветвь – символ победы. Когда Христос въезжал в Иерусалим на осле, Его встречали, как победителя, с пальмовыми ветвями. Этих победивших и очищенных будет великое множество, причем из всех народов. Христианство выходит навстречу всему миру, и это принципиальный момент, братья и сестры. Об этом много говорил и апостол Павел, но своим языком. Иоанн Богослов передает эту мысль через символику, «игру», которую мы уже второй раз видим в Апокалипсисе: Ветхий Завет говорит: «Вот так должно быть», а Новый – «А вот так будет». Должно спастись чуть-чуть людей, а спасется великое множество, и не только из евреев. Должен был прийти лев из колена Иудина, а приходит Агнец как бы закланный. Это интереснейший метод, который Иоанн Богослов использует в Апокалипсисе для того, чтобы перевести наше сознание, если оно застряло в Ветхом Завете, на новозаветный уровень.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать