Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Читается Откровение Иоанна Богослова.
Поздравляю всех вас с началом нашего великопостного поприща, где все мы призваны принести плод покаяния и дать возможность Господу хоть в чем-то исправить нашу жизнь.
Напомню, что в будние дни Великого поста не читаются отрывки из Нового Завета: ни Евангелие, ни Апостол. Поэтому, чтобы наше общение продолжало быть регулярным, мы будем читать книгу Апокалипсис, которая никогда не читается за богослужением Православной Церкви. На эту тему уже было две вводных беседы: в среду и пятницу предыдущей масленичной недели. Теперь у нас есть время на буднях, когда не отмечаются праздники, поразмышлять над содержанием этой очень интересной и сложной книги.
Напомню, что основной источник, на который мы будем опираться, – недавно вышедшая книга архимандрита Ианнуария (Ивлиева), выдающегося библеиста Русской Православной Церкви, которая называется «И увидел я новое небо и новую землю. Комментарий на Апокалипсис». Эту книгу можно приобрести в церковных лавках или познакомиться с ней в формате аудиолекций на сайте архимандрита Ианнуария, где выложены все его публикации и аудиолекции. Мы, конечно, будем говорить менее подробно, но постараемся уловить хотя бы общий смысл и почувствовать красоту и глубину этой книги, которая безусловно отличается от всех книг Нового Завета и, может быть, уникальна вообще во всей Библии.
В прошлый раз мы говорили, что для понимания содержания той или иной книги, важно определить ее жанр, и выяснили, что Апокалипсис – это греческое название, а по-русски эта книга называется Откровение апостола Иоанна Богослова, как она и указана в оглавлении. При этом мы видим, что первая ее строчка говорит, что это «откровение Иисуса Христа». Действительно, Сам Христос открывает тайны, связанные с последними временами и тем, что уже за их пределами. Тем самым мы выяснили, что один из жанров этой книги – апокалипсис, то есть откровение о том, что находится за пределами этого мира, эсхатонии («эсхатон» в переводе с греческого языка – «край», «предел»), о том, что будет происходить на самом пределе существования этого мира и что ждет после того, как его существование закончится. Также мы выяснили, что Апокалипсис является в определенном смысле пророчеством (о чем сказано в 3-м стихе 1-й главы), то есть возвещением воли Божией. Но это и послание, поскольку мы отмечаем характерные черты формуляра античного послания, подобные тем, что видели, изучая послания Павла и других апостолов.
Кроме того, мы хотели поговорить и о том, что Апокалипсис содержит огромное количество литургических возгласов, песнопений, которые часто пронизаны аллюзиями (намеками) на ветхозаветные образы, и видоизмененными цитатами из Ветхого Завета. Надо сказать, что книга Апокалипсис богословски не менее насыщенна, чем, например послания апостола Павла. Но если у Павла мы видим глубокую философию, размышления и диалоги с воображаемым собеседником, парадоксальные мысли и идеи, то здесь используется совсем другой метод: метод образов и символов, но глубина богословия в Апокалипсисе чрезвычайная и вовсе не меньше, чем в других книгах Нового Завета.
Литургический характер этой книги заметен в самом начале. Мы знаем, что в Православной Церкви до сих пор Апостол и Евангелие во время литургии читаются согласно особому формуляру, то есть существует особая традиция того, как это должно выглядеть. Чтец берет благословение у священника, выходит на определенное место, священник благословляет народ, чтец провозглашает прокимен, хор подхватывает его, потом чтец читает название – откуда будет этот отрывок, и далее уже следует сам текст. Это действительно очень древняя традиция – таким образом прочитывать Священное Писание на богослужении, причем даже не прочитывать, а во многом пропевать. Потому что в древности за богослужением (и не только за ним) люди говорили не так, как сейчас говорим мы с вами: не напевно, порой резко, отрывисто, но тогда слова именно пропевали. Поэтому то, что мы имеем сейчас в рамках нашей литургической жизни, – очень древняя традиция, в такой степени сохранившаяся по сути только в рамках Церкви. Действительно, можно увидеть книгу Апокалипсис как некий отрывок из богослужения, и именно таким образом мы и посмотрим на стихи, которые будем читать.
Например, первые два стиха, по большому счету являются заглавием. Выходит чтец и говорит: Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел. Обозначено начало, а дальше, по всей видимости, предстоятель (пресвитер) благословлял человека, который будет читать, как это происходит сейчас, когда при чтении Апостола священник негромко благословляет того, кто будет читать. В третьем стихе мы видим, что была особая форма такого благословения: Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко. Напевно, в литургическом стиле, предстоятель благословлял и читающего, и слушающих слова этого пророчества, или, как мы говорили в прошлый раз, объединив все признаки этой книги в одно название, ее жанр можно обозначить как «апокалиптическое пророчество в форме окружного послания».
Далее опять вступает чтец: 4. Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его. 5. и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных... Далее 5-й стих продолжается, но со второй его половины вновь вступает предстоятель, который воссылает славословие Иисусу Христу: Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею 6. и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков... Так же, как и сейчас во время богослужения мы часто слышим возгласы священника после молитв, ектении, когда он воссылает славу обычно всей Троице: Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Здесь же мы видим доксологию, то есть славословие («докса» по-гречески «слава»), относящееся к Иисусу Христу. Дальше народ или хор отвечает: Аминь. Теперь у нас вместо народа обычно отвечает хор, хотя в литургии есть определенные места, где «аминь» может говорить народ. Особенно это значимо во время освящения даров, когда священник благословляет хлеб, вино, а потом всё вместе. Поскольку не предполагается, что в этих местах «аминь» отвечает хор, наверное, очень логично, если все стоящие в храме вместе отвечают предстоятелю «аминь». В некоторых общинах подобное практикуется, так как имеет глубокое основание и корни.
В 7-м стихе, по всей видимости, вступает хор или, может быть, все люди. Мы видим, что это своего рода песнопение: Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. Может быть, его пели даже антифонно. Вы помните, что греческое слово «антифон» означает попеременное пение. «Анти» переводится как «вместо», во время литургии у нас исполняются песнопения, называемые антифоны, и там, где есть несколько хоров, их поют попеременно, как бы отвечая друг другу. В этом стихе мы, по всей видимости, тоже сталкиваемся с таким антифоном.
Напомним, что в ранней Церкви было служение пророков, и, по всей видимости, далее вступал пророк: 8. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. Пророк всегда говорил «Я», но это «Я» Самого Бога, Который говорил через него. Таким образом, говоря «Я», пророк говорил от лица Божия. По всей видимости, 8-й стих - это изречение пророка, но пророка уже новозаветного.
Далее чтец продолжает читать основное содержание книги: 9. Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби... и так далее.
Собственно о содержании стихов, прочитанных сегодня и последующих, мы поговорим в наших следующих беседах.
Напоминаю, что в будние дни Великого поста мы размышляем над книгой Апокалипсис, и как всегда напоминаю о необходимости ежедневно читать Слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, и утешение, и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 8 мая
День ангела. 8 мая
Церковный календарь 8 мая. Икона Божией Матери Касперовская
Евангелие 8 мая. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства
Читаем Апостол. 8 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!