Читаем Апостол. 14 июня. Весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схвативши Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери

14 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 21, ст. 26–32.

 

26. Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение.

27. Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидевши его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки,

28. крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие.

29. Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм.

30. Весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схвативши Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери.

31. Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился.

32. Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидевши тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла.

(Деян. 21, 26–32)

 

Итак, мы вместе с Павлом возвратились в Иерусалим, где, как чувствовал сам Павел и было предсказано пророком Агавом, ему надлежало быть взятым под стражу. К сожалению, мы опять перескочили с 14-го стиха 25-й главы сразу на 26-й стих и поэтому пропустили момент прибытия Павла в Иерусалим. Обязательно прочитайте самостоятельно этот отрывок, потому что, оказавшись сразу на 26-м стихе, даже непонятно, о чем идет речь в словах тогда Павел взяв тех мужей. Что это за мужи? Поэтому нам придется прочитать с 23-го стиха совет местных христиан Павлу:

23. Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет.

24. Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон.

25. А об уверовавших язычниках мы писали, положивши, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда.

И далее следует первых стих сегодняшнего отрывка: Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними…

В Иудее было много христиан из фарисеев, а это люди, строго соблюдавшие закон, которые, даже став христианами, все равно считали, что закон не должен оставляться, но к этому законничеству прибавлялась вера в Иисуса Христа как Мессию. Каким-то образом это сочеталось в сознании христиан из фарисеев. Поэтому когда про Павла стало известно, что он как будто бы что-то не соблюдает, не чтит закон, ему порекомендовали: сделай так, чтобы все видели, что ты чтишь закон. А именно: есть четыре человека, которые взяли обет так называемого назорейства. Кстати, Павел тоже принимал его, в книге Деяний есть момент, когда он остригает себе голову: сначала человек нес обет и отращивал волосы, а когда обет заканчивался, остригал их и приносил жертву. Иерусалимские христиане советуют Павлу, чтобы он проделал все это вместе с ними и взял на себя все издержки, показав тем самым, как он старается помогать людям, чтущим закон, то есть назореям.

Павел таким образом и поступает, как всегда следуя принципу, что важнее всего единство общения. Если кому-то это так важно, особенно иерусалимским христианам из назореев, то почему бы и не сделать. Хотя по большому счету он понимал, что это необязательно, но здесь есть здравая политика, не лицемерная, не двуличная, просто как снисхождение к немощным. Мы помним слова самого апостола Павла о том, что сильные должны носить немощи немощных. Об этом мы читаем в 26-м стихе: Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение – как мы и говорили: когда заканчивался обет, нужно было принести жертву.

Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи – то есть те, которые пришли в Иерусалим из Асии, где долго, в частности в Ефесе, проповедовал Павел. Как он сам недавно говорил в прощальной беседе: «я три года непрестанно, день и ночь учил каждого члена Ефесской церкви». Эти ассийские иудеи, увидевши его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки, крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие. Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм. То есть вместе с Павлом из Ефеса в Иерусалим прибыл некий Трофим, которого иерусалимские христиане знали, как и то, что он происходил из язычников. И «думали», как здесь написано, а может быть, специально сделали вид, что это якобы произошло, и говорили, что Павел ввел в храм бывшего язычника. Поскольку этот храм иудейский, там был закон о том, что нельзя вводить язычника в основное помещение. А то, что Тимофей стал христианином, для многих не означало, что он стал равным с иудеями, особенно для фарисеев, свято чтущих закон. Язычники могли входить во внешний двор, но если Павел ввел язычника в основное пространство храма, значит он осквернил храм. За его осквернение, в частности производимое таким образом, иудеи могли требовать смертной казни, что дозволялось даже римским законом. Считая это внутренним делом иудеев, римляне позволяли карать такое кощунство смертью, идя в этом отношении на уступки иудейскому закону. На данном моменте и сыграли иудеи из Ефеса, стараясь всех возмутить против Павла, чтобы предать его смерти.

Весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схвативши Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери. Когда же они хотели убить его, – то есть без суда и следствия: так велика была ненависть, что Павел поступил таким образом. Может быть, потому что стремившиеся убить его люди действительно так считали, а, может быть, потому, что они были подговорены ефесскими иудеями, – до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился. Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидевши тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла. Апостол Лука очень часто подчеркивает, что сама по себе римская власть не относилась к христианам очень плохо, а, наоборот, часто даже защищала их от самосуда иудеев. В частности, здесь это очень видно: иудеи были готовы практически растерзать римского гражданина Павла без суда и следствия, но тысяченачальник с воинами вышел и защитил его от разъяренной толпы. Ну а о том, что было дальше, мы с вами поговорим уже в следующих беседах.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать