Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 21, ст. 26–32.
26. Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение.
27. Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидевши его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки,
28. крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие.
29. Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм.
30. Весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схвативши Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери.
31. Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился.
32. Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидевши тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла.
(Деян. 21, 26–32)
Итак, мы вместе с Павлом возвратились в Иерусалим, где, как чувствовал сам Павел и было предсказано пророком Агавом, ему надлежало быть взятым под стражу. К сожалению, мы опять перескочили с 14-го стиха 25-й главы сразу на 26-й стих и поэтому пропустили момент прибытия Павла в Иерусалим. Обязательно прочитайте самостоятельно этот отрывок, потому что, оказавшись сразу на 26-м стихе, даже непонятно, о чем идет речь в словах тогда Павел взяв тех мужей. Что это за мужи? Поэтому нам придется прочитать с 23-го стиха совет местных христиан Павлу:
23. Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет.
24. Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон.
25. А об уверовавших язычниках мы писали, положивши, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда.
И далее следует первых стих сегодняшнего отрывка: Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними…
В Иудее было много христиан из фарисеев, а это люди, строго соблюдавшие закон, которые, даже став христианами, все равно считали, что закон не должен оставляться, но к этому законничеству прибавлялась вера в Иисуса Христа как Мессию. Каким-то образом это сочеталось в сознании христиан из фарисеев. Поэтому когда про Павла стало известно, что он как будто бы что-то не соблюдает, не чтит закон, ему порекомендовали: сделай так, чтобы все видели, что ты чтишь закон. А именно: есть четыре человека, которые взяли обет так называемого назорейства. Кстати, Павел тоже принимал его, в книге Деяний есть момент, когда он остригает себе голову: сначала человек нес обет и отращивал волосы, а когда обет заканчивался, остригал их и приносил жертву. Иерусалимские христиане советуют Павлу, чтобы он проделал все это вместе с ними и взял на себя все издержки, показав тем самым, как он старается помогать людям, чтущим закон, то есть назореям.
Павел таким образом и поступает, как всегда следуя принципу, что важнее всего единство общения. Если кому-то это так важно, особенно иерусалимским христианам из назореев, то почему бы и не сделать. Хотя по большому счету он понимал, что это необязательно, но здесь есть здравая политика, не лицемерная, не двуличная, просто как снисхождение к немощным. Мы помним слова самого апостола Павла о том, что сильные должны носить немощи немощных. Об этом мы читаем в 26-м стихе: Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение – как мы и говорили: когда заканчивался обет, нужно было принести жертву.
Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи – то есть те, которые пришли в Иерусалим из Асии, где долго, в частности в Ефесе, проповедовал Павел. Как он сам недавно говорил в прощальной беседе: «я три года непрестанно, день и ночь учил каждого члена Ефесской церкви». Эти ассийские иудеи, увидевши его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки, крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие. Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм. То есть вместе с Павлом из Ефеса в Иерусалим прибыл некий Трофим, которого иерусалимские христиане знали, как и то, что он происходил из язычников. И «думали», как здесь написано, а может быть, специально сделали вид, что это якобы произошло, и говорили, что Павел ввел в храм бывшего язычника. Поскольку этот храм иудейский, там был закон о том, что нельзя вводить язычника в основное помещение. А то, что Тимофей стал христианином, для многих не означало, что он стал равным с иудеями, особенно для фарисеев, свято чтущих закон. Язычники могли входить во внешний двор, но если Павел ввел язычника в основное пространство храма, значит он осквернил храм. За его осквернение, в частности производимое таким образом, иудеи могли требовать смертной казни, что дозволялось даже римским законом. Считая это внутренним делом иудеев, римляне позволяли карать такое кощунство смертью, идя в этом отношении на уступки иудейскому закону. На данном моменте и сыграли иудеи из Ефеса, стараясь всех возмутить против Павла, чтобы предать его смерти.
Весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схвативши Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери. Когда же они хотели убить его, – то есть без суда и следствия: так велика была ненависть, что Павел поступил таким образом. Может быть, потому что стремившиеся убить его люди действительно так считали, а, может быть, потому, что они были подговорены ефесскими иудеями, – до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился. Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидевши тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла. Апостол Лука очень часто подчеркивает, что сама по себе римская власть не относилась к христианам очень плохо, а, наоборот, часто даже защищала их от самосуда иудеев. В частности, здесь это очень видно: иудеи были готовы практически растерзать римского гражданина Павла без суда и следствия, но тысяченачальник с воинами вышел и защитил его от разъяренной толпы. Ну а о том, что было дальше, мы с вами поговорим уже в следующих беседах.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!