Читаем Апостол. 14 июля. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся

14 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 11, ст. 13–24.

 

20. Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся

13. Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.

14. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?

15. Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?

16. Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.

17. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,

18. то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.

19. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».

20. Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.

21. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.

22. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.

23. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.

24. Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.

(Рим. 11, 13-24)

 

Апостол Павел продолжает свои историософские размышления, то есть дает свою философию истории на примере сопоставления судеб израильского народа, с одной стороны, и языческого мира, с другой. Конечно, можно было бы сделать эту историософию, условно говоря, более разветвленной, говорить об языческих народах более подробно, как о нескольких цивилизационных линиях. Но здесь для апостола Павла важнее тот принцип, что был народ Божий – люди, которых Бог избрал для того, чтобы возвестить имя истинного Бога, и в конце концов привести к Нему, а далее все произошло парадоксальным образом: оказывается, Бог предусмотрел, что большая часть избранного народа не примет Сына Божьего и тогда, будучи отвергнутой, евангельская весть пойдет ко всем народам. Неважно к каким именно, но ко всем тем, которые не принадлежали по своей природе и происхождению к избранному еврейскому народу. Но это не означает, говорит апостол Павел, что отпавший израильский народ отпал навсегда и обречен на погибель.

Это очень важный и принципиальный момент, братья и сестры, потому что если мы посмотрим на историю развития христианской Церкви, на историю взаимоотношений христиан и иудеев, то увидим, что было очень много вражды. Конечно, иудеи сначала гнали христиан и подталкивали римскую власть к этим гонениям, мы уже не раз говорили, размышляя и над Апокалипсисом, и книгой Деяний апостольских, и Посланиями апостола Павла, что иудеи подстрекали римскую власть к притеснению христиан. От иудеев, конечно, было много зла для христианства. Мы помним, что в одном из посланий к церквам Ассийским в Апокалипсисе синагога называется «сонмищем сатаниным», то есть синагогой сатаны – вот как христиане характеризовали иудеев, от которых им было много трудностей и зла. Это противостояние было особенно острым и в первые века, и потом тоже, скажем прямо, христиане и иудеи не всегда находились в дружественных отношениях. Тем не менее мы должны помнить эту мысль апостола Павла, особенно в свете того, что эти сложные отношения имеют место и по сей день, что иногда проявляется в форме антисемитских настроений внутри христианства, и православия в частности. Конечно, это связано и с XX веком, когда наше государство прошло трудный путь, и представители еврейского народа тоже участвовали в этих непростых обстоятельствах, тем не менее мы должны понимать, что одно дело – наши личные, человеческие и национальные симпатии и антипатии, а другое дело – замысел Божий, та любовь Божия, которая всех хочет привести к спасению. Поэтому как таковых антисемитских настроений внутри истинного христианства, пронизанного духовным восприятием, а не жаждой войны, вражды, мести, быть не должно. И нашим критерием, фундаментом истинного отношения к этой ситуации как раз являются эти мысли апостола Павла. Наверное, кто-то все же считает, что нельзя так относиться к этим строкам, что антисемитские настроения надо распространять, и подогревать. Вы сами, дорогие братья и сестры, знаете, что это существует даже в лоне нашего православия. Тем не менее давайте внимательно вчитаемся в эти строки, каждый из вас отдельно и все вместе.

13. Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.

Павел говорит: я славлю, что Бог дал мне возможность прийти к вам, язычникам, с проповедью Евангелия, хотя сам являюсь иудеем.

14. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?

Как мы помним, в начале 9-й главы Павел говорит, что готов вообще быть вычеркнутым из числа спасенных, лишь бы братья по плоти, то есть иудеи, все-таки пришли ко Христу.

15. Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? То есть разве Бог, воскрешающий мертвых, не может воскресить к истинной, вечной жизни, ко Христу отпадших иудеев?

16. Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.

17. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,

18. то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.

Иными словами: вы, язычники, привились – это прекрасно, слава Богу за это (Павел, как апостол язычников, радуется этому), но помните, что корень вас держит, а не вы – корень. Все равно это спасение пришло к вам из лона иудейства, поэтому на надо превозноситься, не надо ненавидеть свой корень, несмотря на то, что какая-то часть людей, вышедших из этой культуры, пусть даже бо ́льшая, оказалась противостоящей Евангелию, все-таки у них есть связь с этим корнем.

19. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».

20. Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.

Очень важные слова!

21. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.

22. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.

23. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.

24. Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.

То есть Павел держит в уме своего сердца надежду, что Бог сможет отпадшую маслину привить к тому благому корню, куда уже привились и язычники. Он очень надеется на это и молит об этом Бога.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать