Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 11, ст. 13–24.
20. Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся
13. Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
14. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
15. Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
16. Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18. то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
19. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
20. Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
23. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
24. Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
(Рим. 11, 13-24)
Апостол Павел продолжает свои историософские размышления, то есть дает свою философию истории на примере сопоставления судеб израильского народа, с одной стороны, и языческого мира, с другой. Конечно, можно было бы сделать эту историософию, условно говоря, более разветвленной, говорить об языческих народах более подробно, как о нескольких цивилизационных линиях. Но здесь для апостола Павла важнее тот принцип, что был народ Божий – люди, которых Бог избрал для того, чтобы возвестить имя истинного Бога, и в конце концов привести к Нему, а далее все произошло парадоксальным образом: оказывается, Бог предусмотрел, что большая часть избранного народа не примет Сына Божьего и тогда, будучи отвергнутой, евангельская весть пойдет ко всем народам. Неважно к каким именно, но ко всем тем, которые не принадлежали по своей природе и происхождению к избранному еврейскому народу. Но это не означает, говорит апостол Павел, что отпавший израильский народ отпал навсегда и обречен на погибель.
Это очень важный и принципиальный момент, братья и сестры, потому что если мы посмотрим на историю развития христианской Церкви, на историю взаимоотношений христиан и иудеев, то увидим, что было очень много вражды. Конечно, иудеи сначала гнали христиан и подталкивали римскую власть к этим гонениям, мы уже не раз говорили, размышляя и над Апокалипсисом, и книгой Деяний апостольских, и Посланиями апостола Павла, что иудеи подстрекали римскую власть к притеснению христиан. От иудеев, конечно, было много зла для христианства. Мы помним, что в одном из посланий к церквам Ассийским в Апокалипсисе синагога называется «сонмищем сатаниным», то есть синагогой сатаны – вот как христиане характеризовали иудеев, от которых им было много трудностей и зла. Это противостояние было особенно острым и в первые века, и потом тоже, скажем прямо, христиане и иудеи не всегда находились в дружественных отношениях. Тем не менее мы должны помнить эту мысль апостола Павла, особенно в свете того, что эти сложные отношения имеют место и по сей день, что иногда проявляется в форме антисемитских настроений внутри христианства, и православия в частности. Конечно, это связано и с XX веком, когда наше государство прошло трудный путь, и представители еврейского народа тоже участвовали в этих непростых обстоятельствах, тем не менее мы должны понимать, что одно дело – наши личные, человеческие и национальные симпатии и антипатии, а другое дело – замысел Божий, та любовь Божия, которая всех хочет привести к спасению. Поэтому как таковых антисемитских настроений внутри истинного христианства, пронизанного духовным восприятием, а не жаждой войны, вражды, мести, быть не должно. И нашим критерием, фундаментом истинного отношения к этой ситуации как раз являются эти мысли апостола Павла. Наверное, кто-то все же считает, что нельзя так относиться к этим строкам, что антисемитские настроения надо распространять, и подогревать. Вы сами, дорогие братья и сестры, знаете, что это существует даже в лоне нашего православия. Тем не менее давайте внимательно вчитаемся в эти строки, каждый из вас отдельно и все вместе.
13. Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
Павел говорит: я славлю, что Бог дал мне возможность прийти к вам, язычникам, с проповедью Евангелия, хотя сам являюсь иудеем.
14. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
Как мы помним, в начале 9-й главы Павел говорит, что готов вообще быть вычеркнутым из числа спасенных, лишь бы братья по плоти, то есть иудеи, все-таки пришли ко Христу.
15. Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? То есть разве Бог, воскрешающий мертвых, не может воскресить к истинной, вечной жизни, ко Христу отпадших иудеев?
16. Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18. то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
Иными словами: вы, язычники, привились – это прекрасно, слава Богу за это (Павел, как апостол язычников, радуется этому), но помните, что корень вас держит, а не вы – корень. Все равно это спасение пришло к вам из лона иудейства, поэтому на надо превозноситься, не надо ненавидеть свой корень, несмотря на то, что какая-то часть людей, вышедших из этой культуры, пусть даже бо ́льшая, оказалась противостоящей Евангелию, все-таки у них есть связь с этим корнем.
19. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
20. Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
Очень важные слова!
21. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
23. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
24. Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
То есть Павел держит в уме своего сердца надежду, что Бог сможет отпадшую маслину привить к тому благому корню, куда уже привились и язычники. Он очень надеется на это и молит об этом Бога.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 26 апреля 2024
Богослужение 25 апреля 2024 года
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!