Читаем Апостол. 14 декабря. Итак видим, что они не могли войти за неверие

14 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Евреям. Глава 3, ст. 5–11, 17–19.

 

5. И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить;

6. а Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.

7. Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его,

8. не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне,

9. где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет.

10. Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих;

11. посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой.

17. На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?

18. Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных?

19. Итак видим, что они не могли войти за неверие.

(Евр. 3, 5-11; 17-19)

 

Мы закончили чтение «пастырских» посланий и перешли к последнему посланию апостола Павла, согласно оглавлению, которое мы имеем в нашей Библии,– Посланию к Евреям. Читать его мы начали не с самого начала: это тоже специфика церковного календаря. Первые главы будут прочитаны позже, ближе к празднику Рождества Христова. Поскольку в начале Послания к Евреям есть определенные размышления относительно того, Кто есть Сын Божий Иисус Христос, Церковь предлагает размышлять над данными главами ближе к празднику Боговоплощения. Поэтому мы начинаем чтение сразу с 3-й главы и даже не первого стиха, но с 5-го по 11-й и затем делаем «прыжок» на 17-й.

Для того чтобы понимать содержание, надо сказать несколько слов о самом послании. В течение первых веков христианства оно рассматривалось иногда как несомненно каноническое, иногда же на эту тему были дискуссии. В конце концов оно вошло в новозаветный канон. Почему были какие-то сомнения? Во-первых, потому, что хотя оно и называется посланием, тем не менее здесь нет формуляра послания, о котором мы неоднократно говорили (структура послания подразумевает прескрипт, проэмий, основной корпус послания и постскриптум) применительно к другим посланиям Павла. Послание к Евреям сразу начинается с глубоких философских размышлений.

Во-вторых, вопрос, касающийся авторства. Для тех, кто изучает текст на языке оригинала, особенно очевидно, что и лексика, и подача информации некоторым образом отличаются от традиционных посланий апостола Павла, хотя сама идея ни в коем случае не расходится с тем, о чем он пишет в своих фундаментальных посланиях. Считается, что кто-то из непосредственных учеников апостола наносил послание на бумагу, идея же, безусловно, принадлежала самому Павлу.

В-третьих, надо понимать, что послание адресовано евреям, а в те времена ветхозаветного иудаизма (назовем это так), когда жил апостол Павел, евреями назывались особо ревностные иудеи. Мы помним, что была категория иудеев, которые допустили над собой эллинизацию. Когда Александр Македонский объединил огромное количество различных миров и культур, то их взаимопроникновения и взаимовлияния стали неизбежны. Например, Ветхий Завет был переведен на греческий язык, произошла некая эллинизация, некое приближение еврейского ветхозаветного откровения к греческой культуре, своего рода интеграция. Но были и такие иудеи, которые считали это недопустимым, читали Библию только на родном еврейском языке, не признавали перевод на древнегреческий язык, перевод 70-ти, ревностно соблюдали все ветхозаветные ритуальные обычаи. Как раз этих ревностных исполнителей закона, истовых приверженцев национальной культуры в то время и называли евреями. Поэтому послание адресовано христианам из бывших иудеев, наверное, так надо понимать его наименование «к Евреям». Конечно же, оно было обращено не к тем ревностным иудеям, которых тогда называли «евреями»: писать к ним не было никакого смысла, ведь они были самыми главными врагами распространения христианства. Все эти нюансы нам и надо учитывать при чтении Послания к Евреям.

По содержанию послания мы видим, что речь в нем идет о той же проблематике, которая беспокоила апостола Павла и во всех других, вспомним проблематику посланий к Галатам, и к Ефесянам, и к Филиппийцам, и к Колоссянам, и к Фессалоникийцам, Тимофею. Практически в каждом из них апостол упоминает лжеучителей, или просто исказителей благовестия Христова, которые уклонялись в иудейство. Несмотря на то, что было принято решение, что язычники не обязаны соблюдать ритуального закона Моисеева и могут стать полноценными христианами через крещение, все равно были такие иудействующие христиане, которые не хотели согласиться с тем, что их иудейство не является никаким преимуществом, а надо просто признать язычников равноценными братьями и сестрами во Христе. Национальная и религиозная гордость не позволяла сделать этого, поэтому Павел часто обличал и увещевал этих людей, немного ругался на них, вспомним острые и даже несколько грубоватые формы изложения своих аргументов апостолом.

В этом послании апостол Павел пытается провести некую границу между Ветхим и Новым Заветами, которая в основном обусловлена тем, что Ветхий Завет был прообразом Нового, то есть то, что мы читаем в нем, только готовило людей к принятию того, что будет в Новом Завете, было прообразовательным. В связи с этим получается, что приход Нового Завета означает отход от Завета старого, который потихонечку теряет свое значение. Обо всем этом по большому счету и написано в Послании к Евреям, хотя мы будем читать его и не полностью, тем не менее сможем понять общую канву. В целом я уже попытался ввести вас в курс дела, а дальше мы будем видеть конкретные примеры того, как апостол Павел связывает Ветхий Завет и Новый.

Здесь речь идет о том, как иудеи исходили из Египта в землю обетованную и многие, как говорит апостол Павел, возроптали, вознегодовали и за неверие не вошли они в покой. Покой – это символическое название земли обетованной.

На кого же негодовал Он – Бог – сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? – по которой иудеи шли в землю обетованную – Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они не могли войти за неверие. Здесь апостол Павел вспоминает о том, что иудеи неоднократно роптали на Бога за то, что им предстояло такое долгое путешествие. Как из различных толкований и исследовательских писаний, комментирующих этот момент, так и самого текста мы понимаем, что путь мог быть и не таким долгим. Но, во-первых, в самом числе 40 лет (продолжительность исхода) есть своя символика. Во-вторых, речь шла о том, чтобы все люди, имеющие рабское сознание, которое сформировалось в Египте – пусть и не будет свободы, но хорошо от того, что они имели еду – должны были умереть. Их кости, как пишет апостол Павел, должны были пасть в пустыне именно за их неверие, неготовность довериться Богу и выбрать свободу, а не мясные котлы. Мы помним смысл роптания евреев, шедших из плена египетского: в Египте у них было мясо, вкусная еда, стабильность, а здесь путь по пустыне и постоянные трудности.

Приводя этот пример, апостол Павел тоже изъясняется прообразовательно. Обращаясь к христианам, он говорит, что и нам, двигаясь по пути духовного освобождения, тоже нужно довериться Богу и избрать свободу во Христе, а не старое рабство Ветхому Завету, иначе как они не могли войти за неверие, так и мы, христиане, можем не достигнуть цели – Царства Божия.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать