Читаем Апостол. 14 апреля. И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь

14 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Читается Откровение Иоанна Богослова.

 

В будние дни великопостного периода мы продолжаем размышлять над книгой Апокалипсис Иоанна Богослова, так как отрывки из Апостола (как и Евангелия) за богослужениями этих дней не читаются.

В прошлый раз мы остановились на 6-й главе, где говорится о том, что с книги начинают сниматься печати, и прочитали о первых трех печатях и трех символических конях, приносящих различные бедствия. Опасность первой печати – война, связанная с внешней опасностью, как считают толкователи, со стороны Парфянского царства. Второй конь приносит бедствия, связанные с войной либо в глобальном смысле слова, либо гражданской. Третье бедствие связано с удорожанием, тяжелым экономическим положением.

С 7-го стиха мы читаем о четвертой печати:

7. И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.

8. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.

О четвертом всаднике сказано, что ему дана власть умерщвлять четвертую часть земли. Мы видим, что здесь христиане еще не выделены из числа всех людей, как это будет чуть позже, когда они будут запечатлены и их бедствия уже не будут касаться самых последних дней. То, что происходит сейчас, происходит на земле всегда: всегда были и будут экономические проблемы, войны гражданские и войны внешние, и множество других бедствий, как и само мученичество христианства, все перечисленное будет касаться также и христиан. Уничтожаемая четвертая часть земли не исключает из себя христиан. Сейчас мы видим, что первая часть Божественного возмездия, Божественных действий над землей уничтожает четвертую часть земли, а после узнаем, как интересно будет разворачиваться эта ситуация впоследствии.

9. И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.

10. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?

Когда снимается пятая печать, то мы видим под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. Слово убиенных лишь в некотором смысле отражает стоящее здесь греческое слово, которое правильнее было бы перевести как «закланных». Как Агнец Закланный, так и эти христиане, мученики так же закланные, они являются как бы продолжением жертвы, сами являются жертвой Богу. «Душа» и «кровь» в библейской культуре практически тождественные понятия, то есть получается, что вокруг жертвенника – кровь пролитая. Мы помним, что так говорит о себе в своих посланиях апостол Павел: я уже становлюсь жертвою (см. Послание к Тимофею). А в Послании к Филиппийцам Павел красиво говорит, что он как вино, которое проливается на жертвенник. Действительно, всякий христианин, если он умирает за свидетельство слова Божия, уподобляется такой жертве, приятной Богу.

И эти души убиенных за слово Божие громким голосом говорят: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? Души закланных христиан вопиют к Богу. Этот вопль может показаться нам странным с христианской точки зрения, поскольку мы помним, что Сам Христос молился на Кресте за своих распинателей и никогда не взывал к мести, не подавал пример мстительности. Как мы уже говорили, книга Апокалипсис самая ориентированная на образы и символы Ветхого Завета, поэтому этот вопль в некотором смысле отражает определенную библейскую культуру: кровь невинно обижаемых и оскорбляемых праведников вопиет к Богу, чтобы Он отмстил. Мы помним слова Ветхого Завета «Мне отмщение Аз воздам». Конечно, по-христиански мы должны относиться к словам праведников не как к желанию какого-то жестокого наказания обидчикам, но это желание должно быть сакцентировано на том, что мы ждем и призываем осуществиться правду Божию. Правда Божия – это верность Бога Своему слову. Мы просим, чтобы Бог был верным по отношению к христианам, избавил их от мук, а если они уже были замучены и закланы, привел их в место отдохновения – Царство Божие. Наверное, так должен быть осмыслен нами этот вопль, если мы говорим уже о христианском его восприятии.

11. И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.

Речь о том, что души убиенных облекаются в одежды чистоты, и им говорится, чтобы они успокоились и подождали всех тех, кто еще дополнит число мучеников и свидетелей.

12. И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь.

13. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои.

14. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих.

15. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор,

16. и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца;

17. ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?

Когда снимается шестая печать, гнев Божий приходит на врагов христиан и на врагов Самого Христа и происходит великий катаклизм – великое землетрясение. Землетрясение – один из символов богоявления. Бог приходит – и сотрясается земля, потому что величие Божие невыносимо для твари. Мы знаем о представлении, что если бы человек увидел Бога лицом к лицу, то сразу бы умер, не вынеся этого, поэтому Бог часто общался с людьми через Своих вестников – ангелов.

и солнце стало мрачно как власяница. Власяница, по-славянски «вретище», – это покаянная одежда, связанная с тем, что приходит Бог и человечество падает перед Ним в покаянном порыве, раскаянии. Хотя здесь и говорится не про человека, а про солнце, символизируется момент раскаяния, который должен сопровождать встречу Творца и Его творения, перенесенного в этом случае на само солнце.

...и луна сделалась как кровь.

13. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои.

14. И небо скрылось, свившись как свиток...

Если мы вспомним 103-й псалом, то увидим там этот же красивый образ неба, как свитка, который Бог разворачивает, когда творит этот мир. В Послании к Евреям говорится, что Господь совьет этот свиток обратно – и все изменится, все станет новое.

В конце главы сказано, что пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? Важный вопрос: приходит гнев Господа, а христиане в мире находятся среди прочих людей, как же они спасутся от этого великого гнева Божиего, как их выделить среди всех прочих людей? Об этом мы с вами и прочитаем в следующий раз уже в 7-й главе.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать