Читаем Апостол. 13 января. Как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить

13 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание Петра. Глава 4, ст. 1–11.

 

1. Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить,

2. чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.

3. Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению;

4. почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас.

5. Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых.

6. Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.

7. Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах.

8. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.

9. Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота.

10. Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.

11. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

(1 Петр. 4, 1 – 11)

 

Четвертая глава начинается с рассуждения о том, что Христос пострадал за нас, всех людей, плотью, то есть находясь в теле. И вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. Это очень интересный момент, братья и сестры. Мы с вами уже затрагивали эту тему, когда читали другие послания, но об этом было бы неплохо вспомнить еще раз, поскольку есть определенная неразбериха в терминах.

Напомню, что слово «тело», по-гречески σώμα [со́ма], означает «человек в его целостности, в его объективной данности». Тело может быть не только человеческое, мы также говорим «небесное тело» или в физике называем предметы «телами». Это понятие обозначает некий целостный объект, как правило, состоящий из различных частей. Это основа рассуждений апостола Павла в некоторых посланиях, в частности, в Первом послании к Коринфянам. Само по себе тело, в данном случае человеческое, нейтрально, это просто живое биологическое существо.

Также есть понятие «плоть», σαρξ по-гречески. Различают понятия «жить во плоти» и «жить по плоти». «Жить во плоти» – это по большому счету практически то же самое, что «жить в теле», то есть в данном контексте «плоть» и «тело» синонимичны. А жить по плоти, κατά σάρκα означает «жить согласно плоти». Тот же предлог κατά есть в греческом варианте названий Евангелия: «от Матфея» звучит по-гречески κατά Ματθαίον, то есть «согласно Матфею». Как раз здесь и есть источник неразберихи. Тело – это просто человек в его целостности, оно вовсе не является чем-то греховным само по себе. А плоть – это состояние внутреннего человека. Плотское состояние, жизнь по плоти – это жизнь «ветхого человека», которая подчинена нашему эго, потребительская жизнь.

Мы должны определиться, что означает слово плоть в 1-м и 2-м стихе. Как Христос пострадал за нас плотию – здесь плоть означает «в человеческом теле». То и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить – во второй части фразы следует понимать это слово по-другому. Славянский язык всегда более точно передает смысл греческого оригинала. Если мы прочитаем хотя бы по-славянски, будет следующее: «Пострадавши плотию Христа от греха». Во-первых, «пострадавши» – это прошедшее время, во-вторых, интересна сама по себе формулировка «Христа от греха». Получается, что тот, кто пострадал плотью, кто поборол плотское ветхое состояние, пострадал в этой борьбе, но в конце концов победил, тот «преста от греха», то есть отошел от греха. Тот, кто победил своего плотского человека, умертвил его, тот в конечном итоге перестал грешить, жить греховной жизнью. Вот в чем смысл этих слов.

Если мы с вами в данном контексте поймем слово «плоть» как «тело», то совершенно исказим смысл этих слов. Получится, что «страдающий плотью» это «страдающий телесно», и он перестает грешить. Значит, приветствуется определенное насилие над телом? Некоторые православные подвижники брали на себя определенный подвиг, для того чтобы через какие-то лишения, воздержание больше задумываться о духе, о вечном. Но мы должны понимать, что это исходило из внутреннего понимания конкретного человека. Если эту фразу возвести в абсолют и рекомендовать всем, причем в утрированном, гипертрофированном виде, то мы с вами получим совершенно ужасные феномены, когда люди, издеваясь над своей плотью, нанося себе увечья, пытаются решить проблемы своей греховной жизни. Например, слова Господа о том, что можно себя оскопить для Царства Божия, многие понимали напрямую. Знаменитый, очень плодотворный учитель Церкви III века Ориген понял слова об оскоплении в прямом смысле и совершил его над собой, страдал телесно. История говорит о том, что Ориген сделал это в юном возрасте, а уже в последующей жизни переосмыслил свой поступок и понял, что подобное физическое, даже хирургическое вмешательство не решает проблему похоти, нашей внутренней развращенности, потому что все идет, как мы знаем, от нечистого ума.

Можно вспомнить примеры Западной Церкви, когда люди совершенно неистово заставляли себя испытывать острую боль и думали, что через это смогут возвыситься, победить греховного «внутреннего человека». Нашумевший в свое время фильм «Код да Винчи», который исторически совершенно необоснован и содержит много фальсификаций, но его многие смотрели и критиковали. Не буду говорить об основной сюжетной линии, просто в контексте нашего разговора напомню об одном герое. Там был католический монах, альбинос, и он практиковал причинение себе физической боли с помощью металлического приспособления с шипами, вонзая эти шипы в свое тело и вызывая физическое страдание, наверное, с целью борьбы с грехом. Эти случаи имеют свое основание, в частности, в неправильном понимании слов страдающий плотию перестает грешить. Пострадавший от борьбы со своим плотским «ветхим человеком» и победивший его, тот действительно переходит от греховной жизни к жизни новой, а вовсе не тот, кто изуверски относится к своему телу, своей биологической оболочке. Вовсе не это предполагает Священное Писание, слово Божие.

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать