Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Первое послание к Фессалоникийцам. Глава 5, ст. 9–13, 24–28.
9. потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа,
10. умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним.
11. Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.
12. Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас,
13. и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.
24. Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие.
25. Братия! молитесь о нас.
26. Приветствуйте всех братьев лобзанием святым.
27. Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям.
28. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь.
(1 Фес. 5, 9 – 13, 24 – 28)
Вот мы с вами и добрались до окончания Первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам, самого первого, с точки зрения современных исследований, послания апостола Павла и вообще самого раннего произведения Нового Завета. Здесь Павел заканчивает свое увещевание. Мы помним, что начало 5-й главы, как и конец 4-й, были посвящены теме Второго Пришествия Господня. Апостол Павел утешает фессалоникийцев: не надо печалиться о том, что некоторые братья уже отошли в мир иной (фессалоникийцы переживали о том, как умершие встретят Господа), все мы соберемся: кто-то из умерших воскреснет, кто-то из живущих изменится – и все вместе предстанем перед Господом, в сретение Господу , как говорится в конце 4-й главы.
В начале 5-й главы апостол Павел говорит, что день этот наступит внезапно, как тать (вор) ночью . Далее, в 8-м стихе, он призывает фессалоникийцев бодрствовать: будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения .
Потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним. Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете. Апостол говорит о том, что христиане, соединившиеся со Христом через Крещение и получившие дар Святого Духа, определены Богом не на гнев, но к получению спасения . Напомню, что слово гнев – это термин, который с библейской точки зрения вовсе не означает какое-то эмоциональное проявление, тем более относящееся к Богу. Когда мы говорим: «Бог гневается», «гнев Божий», то сталкиваемся с грубым антропоморфизмом, то есть качеством Бога, которое мы как бы позиционируем параллельно человеческим качествам и эмоциям. Конечно, нельзя одинаково понимать гнев человеческий и гнев Божий. Бог неизменен, Бог благ, и поэтому Он не может сегодня быть благим, потом впадать в гнев, затем успокаиваться и опять становиться благим. Мы знаем, что в человеке гнев всегда связан с определенной эмоциональной окраской, даже определенными физиологическими реакциями. Здесь же гнев – это суд Божий. То есть апостол Павел говорит о том, что Бог определил нас не на суд, не на то, чтобы мы были судимы, как все остальные, но чтобы мы были спасены. В этом отношении христиане как бы изъяты из общей концепции суда. В Евангелии от Иоанна есть слова, которые так же, как и концовка 4-й главы Первого послания к Фессалоникийцам, читаются на заупокойных службах: «Слушающий слово Христово и верующий в Христа на суд не переходит, но переходит от смерти в жизнь».
Спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним . Под словами бодрствуем или спим имеется в виду, живем ли мы еще в физическом теле на земле или уже стали усопшими. Мы помним, что в Библии человек называется не умершим, а усопшим, то есть впавшим в некое сонное, бессознательное состояние, но не в состояние полного уничтожения. Даже современная психология и психоанализ говорят о том, что состояние сна, особенно глубокого, и околосмертное состояние (об этом состоянии мы теперь знаем немало благодаря успехам реаниматологии и различным исследованиям в этой области) действительно имеют некую схожесть. Получается, что древнее прозрение, в результате которого «сон» и «успение»явились однокоренными словами, удивительным образом получает подтверждение в исследованиях различных ученых.
Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете. Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою. Апостол говорит, что нужно почитать всех тех, кто трудится в деле проповеди слова Божия, деле наставления, вразумления. Напомню, что с точки зрения Библии слово почитать имеет скорее не отвлеченный эмоциональный оттенок, а конкретную направленность. Это очень легко понять, вспомнив одну из заповедей Декалога: «Чти отца и матерь свою». Мы можем в свете современности понять эту заповедь как что-то отвлеченное: уважай, не груби. В Ветхом Завете не отрицалось то, о чем мы говорим, но главный смысл был в другом: почитай значит «содержи, оказывай помощь материально». Так и здесь, когда речь идет о почитании трудящихся, предстоятелей и вразумляющих , имеется в виду не просто дань уважения, а оказание материальной поддержки.
Далее сегодняшний отрывок разрывается, и вследствие этого разрыва 24-й стих оказывается никак не связанным с 13-м. Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие, а что это сие – непонятно, надо читать предыдущий 23-й стих: Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес. 5, 23). Мы уже говорили, что в церковном календаре некоторые отрывки подвергаются разрыву. Отрывок в середине 5-й главы (с 14-го по 23-й стих) наверняка будет прочитан позже в субботу или воскресение, поэтому о нем мы обязательно еще будем рассуждать. А фрагмент с 24-го по 28-й стих – это окончание Послания, которое всегда заканчивается благословением.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 19 апреля
День ангела. 19 апреля
Церковный календарь 19 апреля. Преподобная Платонида Сирская
Евангелие 19 апреля. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине
Читаем Апостол. 19 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!