Читаем Апостол. 13 мая. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его

13 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 12, ст. 1–11. 

1В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, 2и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.

3Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра,- тогда были дни опресноков,- 4и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.

5Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.

6Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.

7И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.

8И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.

9Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.

10Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.

11Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.

Итак, братья и сестры, мы с вами продолжаем знакомиться с книгой «Деяния святых апостолов». Сегодня мы прочитали начало 12-й главы и видим, как антагонизм, противостояние между иудеями и христианами не ослабевает, а нарастает. 12-я глава начинается со слов: «В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом». Мы помним, что из 12-ти учеников самыми  ближайшими с точки зрения евангельского повествования были трое: Петр, Иоанн, и Иаков, брат Иоанна Зеведеова. В книге «Деяний» в основном речь идет о Петре и Иоанне (до того момента, когда уже повествование практически полностью переключается на деятельность апостола Павла). А в первых главах мы видим, что лидерами выступают именно Петр и Иоанн. Иакова автор книги «Деяний»  не упоминает, за исключением момента, где сказано, что он был усечен мечем. Понятно, что после этого никаких упоминаний о нем тем более не будет.

Здесь, в 3-м стихе, мы видим такой комментарий: «Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра,- тогда были дни опресноков,- и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу». Итак, это были дни опресноков (или дни пасхальные). Мы помним, что Пасха – это очень древний праздник с точки зрения своего названия, с точки зрения даже своего времени празднования. Если мы возьмем Ветхий Завет, мы знаем, что там была своя Пасха. Но и до ветхозаветной Пасхи был некий праздник, скорее всего сельскохозяйственный, связанный с началом сельскохозяйственного года, потому что это весна (как и сейчас Пасха происходит весной). Потом на этот праздник, по мнению многих исследователей, наложился праздник ветхозаветной Пасхи – избавление Израиля от египетского рабства, празднование Исхода из Египта. И уже на ветхозаветную Пасху наложилась Пасха новозаветная. Господь пострадал на кресте в пасхальные дни. Он успел провести с учениками Тайную Вечерю – последний свой ужин, раздав им хлеб и вино и установив Евхаристию, после чего был веден на распятие. И получилось, что во дни ветхозаветной Пасхи, когда обычно приносился в жертву непорочный агнец, тогда же за грехи всего мира был принесен Агнец Божий – безгрешный Сын Божий. Таким образом, Пасха приобрела еще одно измерение. Само это слово «Пасха» («Песах» по-еврейски) означает «прохождение мимо», то есть смерть прошла мимо. Сначала у этого праздника были очень древние корни, потом ветхозаветные еврейские, потом уже христианские.

Здесь речь идет о ветхозаветной Пасхе, потому что в ранней Церкви, в особенности в Иерусалиме, не было еще четкого разделения между иудеями и христианами. Иудеи не любили христиан, потому что христиане говорили о том, что Иисус есть Мессия, Христос, и тем самым обвиняли иудеев, неверующих во Христа, в смерти Мессии. До этого мы читали «Деяния», что иудейские религиозные лидеры возмущались именно потому, что христиане обвиняли их в убийстве Мессии. Начинались притеснения, столкновения, поскольку традиционный иудаизм был очень силен в Иерусалиме, это было что-то лидирующее, фундаментальное, а христианство, еще совсем не отошедшее от иудаизма, воспринималось скорее как некая иудейская секта, как некое заблуждение, некий раскол. Впоследствии и Римская Империя тоже часто будет смотреть на христиан как на отколовшихся от иудаизма  сектантов.  Первые христиане исполняли закон Моисея и жили в парадигме иудейского восприятии мира, просто верили в то, что Христос – это есть Мессия. Если мы внимательно прочитаем  начальные проповеди апостола Петра и в некоторых случаях апостола Павла, то никакого разрыва с иудаизмом там мы не найдем. А проповедь архидиакона Стефана перед его мученической смертью? Наоборот, весь Ветхий Завет подводится к тому, что должен прийти Мессия (собственно, иудаизм с этим и не спорил). Но иудаизм не видел в Иисусе из Назарета Мессию, в то время как христиане говорили: «Посмотрите, это Он и есть».  Вот здесь и наступал момент разрыва. Впоследствии отрицание обязательности закона Моисея станет камнем преткновения, – что не обязательно обрезываться язычникам, не обязательно соблюдать субботу и т.д. Поэтому когда из числа язычников станет уже много христиан, то по большому счету христианство превратится в нечто самостоятельное, хотя и имеющее иудейские корни. Тем более в христианскую традицию вошло очень много язычников, в том числе образованных, философствующих,  представителей эллинистической культуры. Поэтому иудейская традиция была обогащена еще и эллинистической. По большому счету христианское богословие имеет два источника. Есть даже такая книга нашего отечественного философа Льва Шестова «Афины и Иерусалим». Название этой книги происходит от знаменитого  вопроса Тертуллиана, который отрицал возможность синтеза античной философии и библейского откровения. Он говорил: «Что общего между Афинами и Иерусалимом?» Спустя века Лев Шестов написал такую книгу «Афины и Иерусалим», как некую аллюзию на этот вопрос Тертуллиана. На самом деле так и есть. Ведь святые отцы были как знатоками Библии, так и прекрасными философами. Многие из них заканчивали знаменитую Академию Платона. Поэтому невозможно не учитывать то, что в конечном счете христианское богословие имело именно эти два источника. И ничего в этом страшного нет. Наоборот, очень хорошо, что появилась возможность проложить этот мост и найти взаимопонимание между такими разными мирами, как мир Библии и мир античной эллинистической культуры.

Напоминаю Вам о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада и утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

 Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать