Читаем Апостол. 13 мая. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?

13 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 5, ст. 1–11.

 

1. Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,

2. утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.

3. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?

4. Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.

5. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.

6. И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.

7. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.

8. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.

9. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.

10. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.

11. И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.

(Деян. 5, 1 – 11)

 

Чтобы понять начало 5-й главы, дополнительно прочитаем конец 4-й, начиная с 32-го стиха.

32. У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее.

33. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их.

34. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного

35. и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду.

36. Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит — сын утешения, левит, родом Кипрянин,

37. у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов.

(Деян.4, 32 – 37)

 

Мы немного удлинили сегодняшний отрывок, и это было важно. В начале 5-й главы повествуется об Анании и Сапфире, которые решили утаить часть денег, а в конце 4-й, которую мы присоединили к сегодняшнему отрывку, говорится о том, как в целом обстояло дело в общине: все было общее, многие продавали имения и все вырученные деньги приносили апостолам. Таков был раннехристианский «коммунизм», мы уже с этим сталкивались. Этот отрывок по какой-то причине был выпущен составителями чтений на весь церковный год. Возможно, когда выбирались отрывки, в Церкви, уже победившей гонения Римской империи (Церковь сначала стала разрешенной, потом государственной), было уже невозможно на практике создать такие условия, как в I веке в Иерусалимской церкви (надо заметить, что так было только в Иерусалимской церкви и ни в какой другой). И на этих отрывках не акцентировали внимания, чтобы не ввести кого-то в соблазн: почему сейчас что-то не так, как было. Тем не менее нам с вами полезно это знать: отталкиваясь от этой ситуации, мы можем понять, почему был такой – достаточно страшный и суровый суд – над Ананией и Сапфирой.

Супруги Анания и Сапфира продали свое имение, как и многие другие, но договорились, что не все деньги принесут в церковь. Первым пришел Анания, положил деньги к ногам апостолов, как делали все остальные, и сделал вид, что это все деньги, которые были выручены с продажи имения.

Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.

Очень справедливый вопрос апостола Петра. Мы с вами должны понимать причину той жесткости, кажущейся жестокости того суда, который был произведен посредством слова апостола Петра. Этот суд через него производил Бог, потому что сам Петр не имел возможности словом убить человека. Главная вина Анании была в том, что он захотел выглядеть в глазах Петра и общины лучше, чем был на самом деле. Петр говорит: «Разве имение тебе не принадлежало?» В раннехристианском «коммунизме» никто никого не принуждал продавать что-то или же приносить все деньги за проданное, это было свободное желание, основанное на принципах христианской любви. Но если уж ты решил все принести, то приноси все, а если не все, то так и скажи: «Я принес часть». Здесь сказано: «Разве даже после продажи ты не был владельцем всех этих денег? Почему ты боишься сказать, что приносишь только часть? Хочешь выглядеть таким же щедрым, как все остальные, которые действительно приносили все средства, вырученные с продажи того или иного имущества?» Здесь было лукавство, обман, лицемерие.

Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.

По иудейским обычаям похороны совершались в день смерти, даже сразу после смерти, что мы и видим в этом отрывке:

7. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.

8. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.

9. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.

10. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.

Жена Анании Сапфира приходит и еще не знает, что ее муж умер, а апостолу Петру уже известно, что принесенные деньги не все, что были выручены с продажи имения. Петр пытается подтолкнуть Сапфиру к покаянию, чтобы она все-таки призналась, что это не все деньги, и не лицемерила, но Сапфира допускает ту же ошибку. В начале 5-й главы мы видели, что между супругами была договоренность, поэтому, еще не зная о страшном наказании, постигшем Ананию, она выдерживает эту линию, что это были все деньги. Петр говорит: «Что же вы договорились искушать Духа Святого? Вот входят те, кто погребли мужа твоего, и тебя вынесут» – и скорый суд, моментальная смерть постигает Сапфиру, как и Ананию.

И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это. Конечно, во многом это был педагогический момент, чтобы все остальные, кто имел такое желание слукавить, уже не делали бы этого.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать