Читаем Апостол. 13 марта. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его

13 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 13, ст. 11–14; глава 14, ст. 1–4.

 

13:11. Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.

13:12. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.

13:13. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;

13:14. но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.

14:1. Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.

14:2. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.

14:3. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.

14:4. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

(Рим. 13, 11 – 14, 4)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами, как и вчера, обращаемся к Посланию апостола Павла к Римлянам. Как уже было сказано, Святая Церковь дает нам эти отрывки для размышления непосредственно в преддверии Великого поста. Сегодня Прощеное воскресенье, а с завтрашнего дня начинается Великий пост. Эти отрывки помогают нам подготовить себя к началу постного поприща.

Сегодняшний отрывок начинается с конца 13-й главы, где апостол Павел дает нравственные наставления, призывая христиан к тому, чтобы они вели себя как дети Света, Отца Небесного. Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Конечно, для христианина это время начинается тогда, когда он принимает святое Крещение и начинает христианскую жизнь. Но мы с вами не всегда устойчивы в нашем стремлении, поэтому Церковь установила посты, в том числе Великий – самый продолжительный, строгий, насыщенный необычными покаянными богослужениями. В преддверии поста Церковь напоминает нам, что мы должны быть чадами Света и отвергнуть дела тьмы.

Далее апостол Павел уточняет, какие именно дела мы должны отвергнуть. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти. Если мы чада Света, то нам не до́лжно вести себя так, как будто мы ночью находимся в каком-то разгульном состоянии, несосредоточенном, невнимательном к себе. Пирования, пьянство, сладострастие и распутство часто происходят не в дневное, а именно в ночное время.

В 14-м стихе апостол Павел говорит, что мы, как чада Света, должны облечься в Господа и не превращать в похоти попечения о плоти. Мы должны заботиться о теле, нашем биологическом существовании. Господь не запрещает нам питаться, стремиться к продолжению рода, ухаживать за телом в меру, но важно не превращать это в похоти. Напомню, похоть, по-гречески «эпифимия», дословно означает сверхжелание. Славянское слово похоть означает то же самое: по-хоть, то есть то, что сверх хотения. Наша забота о теле не должна превращаться в сверхзаботу, мы должны стараться иметь необходимое и не желать ничего лишнего.

В начале 14-й главы апостол обращается к теме, о которой мы уже говорили. Вчера мы читали вторую половину 14-й главы, а сегодня – ее начало, поэтому Павел здесь как бы начинает тему: Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Это тот самый немощный в вере, или человек со слабой совестью. Такого человека, говорит апостол, нужно принимать без споров о мнениях, то есть быть к нему сострадательным. Если ты считаешь себя более осознанным и духовно мыслящим человеком с более сильной совестью, принимай другого без споров о мнениях, будь к нему снисходительнее. Далее он разъясняет, кто такой этот немощный: Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Человек с сильной совестью вкушает все, невзирая на то, идоложертвенное это или нет, потому что идол есть ничто. А немощный боится вкушать мясо и ест овощи.

В 3-м стихе апостол Павел как бы выстраивает баланс взаимоотношений между немощными и сильными: Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Сильные не должны хвалиться своей свободой, уничижать тех, кто не ест мясо, говорить им, что они несовершенны, младенцы в вере. С другой стороны, слабые не должны осуждать тех, кто ест мясо. Нельзя подходить к этому вопросу так: «Мы не едим мяса, держим определенный пост, поэтому можем осуждать тех, кто ест мясо, потому что они делают что-то не то». Отношения должны быть сбалансированными, пронизанными христианской любовью.

4-й стих завершает этот отрывок очень правильными и глубокими словами: Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Апостол Павел как бы говорит: «Кто ты, человек? Будь ты сильный совестью, слабый совестью, более хороший, менее хороший…» Все мы в Церкви очень разные и обладаем разными характерами, темпераментами, воспитанием, поэтому никогда нельзя всех людей мерить одной меркой. В том и смысл христианства, что Христос «работает» индивидуально с каждым «внутренним человеком», сердцем. В этом отличие христианства от религий закона: Христос есть живая Личность и может вступать с каждым человеком в живые, личностные отношения, в отличие от буквы закона, которая на это неспособна.

Нельзя мерить другого человека своими мерками. Например, немощный не ест мяса и думает: «А почему тот ест?» – и начинает осуждать. Или тот, кто ест, думает: «А что, этот немощный до сих пор не понял, что можно есть идоложертвенное?» – и тоже думает о нем свысока, с уничижением. Так и во многих других областях человек мерит другого своими мерками и думает: «Как же он так поступает? Я бы так никогда не сделал». Хочется сказать: «Но ведь ты не он». Господь – один для всех, Он Судья и Сердцеведец, Он знает, что происходит внутри каждого человека, и только Ему дано вынести суд. «А ты кто такой, что судишь чужого раба?» – говорит апостол Павел. Не ты господин его, а Господь (так же, как и твой), поэтому ему перед Господом отчитываться. Даже если он действительно заблуждается, то Господь силен его восставить или осудить. Все в руках Господа, а не в твоих, и не твое право выносить суд.

Конечно, все сказанное относится и ко времени поста. Кто бы как ни постился – строго или не очень строго по причине здоровья, тяжелой нагрузки, между людьми должна оставаться христианская любовь. Если кто-то строго постится, то не должен осуждать постящегося не так строго. А кто считает, что ему достаточно поститься в более щадящем режиме, не должен косо смотреть на того, кто постится строго. Все должно быть сбалансированно и покрыто христианской любовью.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать