Читаем Апостол. 13 июля. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность

13 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 11, ст. 2–12.

 

2. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:

3. Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.

4. Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.

5. Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.

6. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.

7. Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,

8. как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.

9. И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;

10. да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.

11. Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.

12. Если же падение их – богатство миру, и оскудение их – богатство язычникам, то тем более полнота их.

(Рим. 11, 2-12)

 

Мы продолжаем вместе с апостолом Павлом размышлять над очень интересными темами. Напомню, что 9-я-11-я главы Послания к Римлянам – это историософия (если так можно сказать) апостола Павла, единственное место в его посланиях, где он параллельно размышляет о судьбах израильского народа и языческого мира. Нечто похожее мы видим и в Послании к Галатам, но размышлений, столь подробных и глубоких с исторической точки зрения, содержательных и насыщенных ветхозаветными цитатами, как в Послании к Римлянам, более у Павла мы не найдем. И самая интересная и кульминационная идея, вывод будет в конце 11-й главы, к чему мы уже приближаемся.

В прошлый раз, читая конец 10-й и начало 11-й главы, мы говорили о том, что Бог устроил так, что израильский народ, будучи избранным, однако в своем непослушании и противлении оказался вне Нового Израиля, то есть вне Церкви, а язычники, не искавшие Бога, тем не менее Его нашли, как сказано в приведенной в 20-м стихе 10-й главы цитате пророка Исаии. То же самое говорится и в сегодняшнем отрывке, только цитируется уже пророк Илия.

2. …Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:

3. Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.

Это эпизод из Третьей книги Царств, когда нечестивый израильский царь Ахав женился на финикийской царице Иезавели и, следуя ее желанию, решил установить почитание Ваала, главного финикийского бога. Тогда, как здесь написано, пророки истинного Бога Израиля были убиты, жертвенники разрушены, и один Илия пророк милостью Божией был спасен; как мы помним, именно он в конце концов силой Божией посрамил жрецов Ваала. Тем не менее речь идет о том, что народ очень легко уклонялся в идолопоклонство, его было очень просто подманить какими-нибудь обещаниями и благами. Если сверху царем указывалось какое-либо направление, народ послушно следовал ему: собственная жизнь и благополучие оказывались для него дороже, чем вера и верность истинному Богу. Об этом в данном случае говорит пророк Илия, то же самое мы слышали от пророка Исаии и в принципе можем услышать от любого пророка. Каждый из пророков для того и был послан Богом, чтобы обличать и возвращать Израиль на истинный путь, в особенности в те времена, когда народ Божий отходил от него глобально и даже массово.

4. Что же говорит ему (то есть Илие) Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.

Далее апостол Павел, как это часто у него бывает, видя прообраз в происходившем Ветхом Завете, переходит к современной ему реальности:

5. Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.

6. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.

Мысль, достаточно типичная для Павла: спасение остатка народа Божия, все же принявшего Христа и вошедшего в Новый Израиль, Церковь Христову, по аналогии с тем временем, когда семь тысяч человек не приклонили колен перед Ваалом. И здесь апостол опять говорит, что все это произошло по благодати. Напомню, что благодать по-гречески – харис, а в славянском языке слово само говорит, что это благой дар, то есть подарок Бога. Мысль здесь очень простая: если это подарок, то, значит, уже не по делам, иначе подарок не был бы подарком, ведь за него невозможно платить или как-то заслужить его, подарок по своей сути предполагает безвозмездное дарение. А если по делам, то уже не благодать, иначе дело не есть дело. Если ты что-то даешь, рассчитывая получить что-то взамен, или возвращаешь за прежде сделанное благодеяние, то, это, конечно, уже не подарок.

7. Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились.

То есть избранные из ветхозаветного Израиля получили возможность и вошли в Церковь Христову. А прочие ожесточились ­– основная масса иудеев не приняла Христа и впала в ожесточение, непослушание, противление воле Божие, вроде бы следуя своим заветам и преданиям, думая, что остаются верными своим отцам, своей вере, они тем не менее ожесточились по отношению к Сыну Божию, не приняв Его, а даже, наоборот, распяв.

8. как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.

Вновь цитата из Ветхого Завета из пророка Исаии, где говорится о том, что у этих людей глаза не видят и уши не слышат, она часто встречается в Новом Завете, например: народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их (Ин. 12, 40). Речь идет о том, что та часть Израиля, которая ожесточилась, не может увидеть во Христе Спасителя.

Далее приводятся еще несколько цитат, а мы перейдем сразу к 11-му стиху:

11. Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.

12. Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.

Здесь заключена принципиальная мысль, которую апостол Павел будет развивать дальше: Израиль ожесточился не для того, чтобы отпасть, но чтобы от их падения [было] спасение язычникам. Получается, что, когда Израиль ожесточился и отверг спасительную Христову весть, апостолы вышли проповедовать в языческий мир и спасение пришло язычникам. Такова логика историософии апостола Павла, то есть описания замысла Божия.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать