Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Послание к Колоссянам. Глава 1, ст. 12–18.
12. Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,
13. избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
14. в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
15. Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
16. ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано;
17. и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
18. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство.
(Кол. 1, 12 – 18)
Дорогие братья и сестры, Святая Церковь в это воскресенье возвращает нас мыслями к Посланию к Колоссянам, которое мы с вами практически целиком прочитали на буднях. Очень красивый, содержательный отрывок. Напомню, что Послание к Колоссянам, так же как и Послание к Ефесянам, изобилует красивыми, глубокими, содержательными пассажами, где раскрывается богословие, особенно его часть, называемая христологией, – учение о Христе как Сыне Божием и сыне человеческом одновременно.
Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари. Это очень важный момент, все мы прекрасно понимаем, что Бог в Своем существе, вся Святая Троица непознаваема, невидима, непостижима. Когда священник во время литургии читает молитву на Евхаристическом каноне, он обращается к Богу, используя эти апофатические формулировки. Напомню, апофатическое богословие предпочитает говорить о Боге, используя не присущие Ему категории, а катафатическое богословие наоборот говорит о Боге как о Том, Кем Он является. Апофатическое богословие не дает точного определения, оно просто отсекает лишнее, поэтому термины такого богословия, как правило, содержат приставку не-, приставку отрицания. В молитве Евхаристического канона священник обращается к Богу: Ты еси Бог неизреченный, невидимый, непознаваемый, непостижимый, неизменный. Бога невозможно увидеть телесными очами, невозможно постичь, познать, Бог не имеет измерения и не меняется.
У апостола Павла встречается похожий термин: Бог невидимый. Тем не менее великая благочестия тайна, как говорит апостол Павел в Послании к Тимофею, и Бог явился во плоти. Этот Бог – невидимый, непостижимый, недоступный, трансцендентный, как сказали бы философы, – воплощается в человеке Иисусе Христе, и происходит таинство боговоплощения. Иисус Христос – образ Бога невидимого. Образ – перевод греческого слова εικών, поэтому иконы тоже называют образами.
В чем заключался образ Бога невидимого во Христе? Конечно, не в собственно телесной Его форме. Его тело и вообще человеческая природа были подобны нам во всем, кроме греха, так говорит богословие. Он имел те же части тела, что и мы, и именно в этом Он схож с нами, людьми. Но в чем тогда образ – εικών – Бога невидимого? В той любви, которую Христос явил на земле. Бог есть Любовь – вот главное провозглашение, κήρυγμα, то есть возвещение. Бог возлюбил мир такой огромной любовью, что даже послал Сына Своего Единородного. Поэтому образ Бога невидимого во Христе – это образ Божественной любви. Христос явил великую, непостижимую, безусловную Божественную любовь.
Здесь же в 15-м стихе: рожденный прежде всякой твари. Мы знаем, что эта богословская позиция зафиксирована в Символе веры: Христос, рожденный прежде всех век или прежде всякой твари. Христос не лучшее творение Бога Отца, как утверждал Арий, а Сын Божий, рожденный прежде времен и прежде всякого сотворения. Иисус Христос – такой же Бог по природе, как Бог Отец; они Единосущны, Единоприродны.
Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. Иисус Христос как Слово Божие (мы знаем, что Его называют и так) участвовал в акте творения, как и все Лица Святой Троицы. Здесь написано, что Им все создано, и дальше перечисляется: престолы, господства, начальства, власти. Здесь, скорее всего, имеется в виду именно ангельская иерархия. Напомню, что в Послании к Колоссянам, как считают толкователи, апостол Павел полемизирует с самыми ранними гностиками (от греческого слова γνώση ς – «знание»), считавшими себя обладателями какого-то сокровенного эзотерического, сокрытого от обывателей знания. В этой их эзотерической системе Христос занимал свое место. Оно, возможно, и было достаточно высоким, но все-таки качественно не отличало Его от различных ангелов, духов небесных. Многие гностики, как и Арий, считали, что Христос – высочайшее, самое приближенное к Богу творение, а дальше идут ангелы, господства, начальства, то есть различные ангельские категории и чины. Апостол Павел, полемизируя с ранними гностиками, говорит о том, что Христос – все-таки Сын Божий, Бог Единосущный, поэтому Он Сам вместе с Богом Отцом и Духом Святым участвовал в творении, Сам творил, в том числе все эти ангельские чины, ангельскую иерархию, поэтому Он не один из этих ангелов и духов небесных – Он над ними. Поэтому здесь и написано: Им и для Него создано. То есть Христос качественно выше, Бог выше творения. Если бы у Христа с ангелами было какое-то внутреннее родство, можно было бы сказать, что хоть Христос и выше, но они одинаковы по существу, по качеству. Апостол проводит здесь очень важную мысль о том, что Христос есть образ Бога невидимого, что Он есть Бог по природе, Он превыше любых ангельских иерархий и чинов, поэтому гностики исповедуют неверное учение.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!