Читаем Апостол. 13 августа. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона

13 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 13, ст. 1–10.

 

1. Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.

2. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.

3. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,

4. ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.

5. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.

6. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.

7. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.

8. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.

9. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.

10. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.

(Рим. 13, 1 – 10)

 

Сегодня мы прочитали очень важный отрывок, особенно последние три стиха. Они, по сути, объясняют все предыдущее содержание Послания к Римлянам. В этом Послании апостол Павел подводил свои мысли к тому, что человек не спасается делами закона, потому что закон только указывает на грех. Закон и грех – некий замкнутый круг, в котором находится ветхий человек: человек по своей греховности желает одного, а закон ему говорит делать другое. Какой выход у человека? Либо он делает, как хочет, совершает грех, и закон его наказывает, либо он делает так, как говорит закон, и не совершает греха, но внутренне он не согласен с тем, что велит ему закон, сопротивляется этому. Вот такой замкнутый круг, дилемма, раздрай или, как мы говорили, шизофрения, то есть раздвоенность сознания. О том, как эта шизофрения преодолевается, в каком состоянии находится христианин, который выходит из этого состояния, как раз говорится в 13-й главе.

Но в начале 13-й главы апостол Павел посвящает свое внимание другому вопросу, более земному, житейскому. Христиане в Риме должны были каким-то образом позиционировать себя по отношению к власти Римской империи, и все было очень непросто. Вспомните книгу Апокалипсис, где Римская империя представляется в не самых светлых, мягко говоря, тонах, поскольку гонения на христианство, хоть и не сразу, но постепенно стали исходить и от Рима: сначала при императоре Нероне, потом при Домициане. Как раз гонения при Домициане явились смысловым фундаментом для написания книги Апокалипсис. Здесь еще нет этих гонений, но какие-то взаимоотношения христиан и римской администрации существуют, и нужно было понять, как действовать по отношению к власти.

Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Здесь есть один нюанс, о котором очень много говорит архимандрит Ианнуарий в своих толкованиях. Все дело в одном предлоге: нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. В этом месте греческого оригинального текста стоит не предлог από [апо], а предлог υπό [ипо]. Από – предлог «от» (основное значение), а основное значение предлога υπό – «под». Иногда υπό тоже переводится «под», но именно в плане подчиненности. Господь наш Иисус Христос хотел креститься от Иоанна, и там стоит предлог υπό, как бы «под Иоанном». Иоанн не хотел его крестить, говоря: «Я должен креститься от Тебя», то есть «под Тобой, потому что Ты выше». Поэтому здесь предлог υπό используется в смысле подчинения, и здесь было бы более правильно перевести «ибо нет власти не под Богом, существующие же власти под Богом установлены». Речь идет не о том, что Бог приветствует всякого государя, властителя. Бог устанавливает власть как Свою служанку, которая должна следить за тем, чтобы здравый закон соблюдался. Да, власть не спасает человека в высшем духовном смысле слова, но она должна соблюдать закон общий для всех, чтобы сохранять порядок и мир, чтобы торжествовала справедливость, здравый смысл, и тогда власть хорошая служанка Бога. Но если власть этого не делает, то она плохая служанка, и Бог может попустить, чтобы она поменялась. Таким образом, зЗдесь речь идет не о том, что любая власть благословлена Богом априори, а о том, что любая власть подотчетна Богу.

Дальше об этом подробнее говорится со 2-го по 7-й стих. Мы с вами все-таки перенесемся к кульминации, главной мысли, которая объясняет, в каком состоянии пребывает христианин, как он выходит из противоречия греха и закона.

8. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.

9. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.

10. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.

Дорогие братья и сестры, вот, оказывается, ответ на вопрос, как же христианин выходит из этого состояния раздрая и при этом не нарушается его свобода. Он не делает ничего насильно, и в то же время выполняет волю Божию, выполняет закон. Оказывается, любовь – это исполнение закона, потому что любовь не делает ближнему зла, любящий другого исполнил закон. Вот эти три принципиальные фразы! Братья и сестры запомните: 13-я глава, 8-й, 9-й и 10-й стихи – это ответ на вопрос, как христианин, оставаясь свободным человеком, одновременно выполняет волю Божию.

Еще раз повторю, как это происходит. Вот человек находится в раздрае, о котором апостол Павел в первую очередь писал в 7-й главе Послания к Римлянам: хочет одного, делает другое; не хочет делать плохого, но делает. Когда человек живет во Христе, когда в человеке живет Дух Божий, преображающий человека изнутри, получается, что заповеди Божии, Божия воля становится естественной нормой внутренней жизни человека. Если человек наполнен любовью, как он будет воровать, убивать, желать чужого, лжесвидетельствовать и вообще делать какой бы то ни было вред? Поэтому главная задача христианина – выполнить единственную заповедь Христа: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас».

Как это сделать? Постоянно соединяться с Христом, причащаться Ему через таинства, через чтение слова Божия, через молитвы, через размышления, через безмолвие, как делали многие святые отцы, открывая все больше и больше свое сердце для Христа. Когда Христос войдет в сердце, преобразит его, тогда мы станем истинными исполнителями закона, потому что любовь – это и есть исполнение закона. Все будет происходит естественно, а не через силу, как происходит, когда мы, будучи во грехе, пытаемся выполнить заповеди закона, которые противоречат нашему греховному состоянию. Вот в чем разгадка, дорогие братья и сестры. Обязательно запомните эти стихи из Послания к Римлянам и смысл, который в них вложен.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать