Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Читается Откровение Иоанна Богослова.
В будние дни великопостного периода мы продолжаем размышлять над книгой Апокалипсис Иоанна Богослова, так как отрывки из Апостола (как и Евангелия) за богослужениями этих дней не читаются.
В прошлый раз мы рассмотрели 5-ю главу книги Апокалипсис и сегодня приступим к чтению 6-й главы, в которой начинается снятие печатей. До 4-й главы книга содержала в основном послание семи церквям Асийским, в 4-й и 5-й главах описывается некая Небесная литургия, где четыре символических животных, двадцать четыре старца, то есть пресвитера, и ангелы поклонились Сидящему на престоле Богу и Агнцу Закланному Иисусу Христу. Выяснилось, что только Агнец достоин раскрыть свиток, поскольку Он был заклан и Своей Кровью спас верующих в Него христиан. Только Он может сделать известным то, что написано в свитке о конце этого мира. Само понятие апокалипсиса предполагает, что мы как бы заглядываем за завесу, то есть, если переводить дословно, апокалипсис – это своего рода «отзанавешивание». Открыв эту завесу, мы можем увидеть, что будет, когда наш мир подойдет к своему концу.
1. И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.
2. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.
(Откр. 6, 1 – 2)
Надо сразу отметить (и мы будем пытаться постоянно держать эту мысль в голове), что описываемое здесь Иоанном Богословом еще не собственно апокалипсис. Мы сможем прикоснуться к нему, когда свиток будет уже раскрыт и мы увидим его содержание. А пока он раскрывается, мы просто наблюдаем за связанными с приближающимся концом света событиями, которые происходят в мире.
Снимается первая печать, и одно из символических Небесных животных говорит как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. Некоторые толкователи считали, что под этим всадником надо понимать Самого Иисуса Христа. Но всадники на том или ином коне появляются при снятии первых четырех печатей и все четверо составляют литературное единство, поэтому нельзя ставить всадника на белом коне особняком и говорить, что это Христос, а остальные – какие-то другие персонажи. Тем более что Христос не несет людям смерть, а здесь, как мы увидим, все связано с тем, что наступает время нестроений, смерти, каких-то бедствий.
Большинство толкований говорят о том, что здесь есть намек на Парфянское царство, которое тревожило восточные границы Римской империи. Предполагается, что бедствия будут постигать в первую очередь гонителей христиан, но, конечно, и самих христиан они тоже будут задевать. В 62 году после Рождества Христова парфянский царь Вологез I нанес сокрушительный удар по римской армии, после чего на тех границах больше никогда не было спокойно. Опасность со стороны Востока будет отражаться в Апокалипсисе еще не раз. Напомню, что в большей степени Апокалипсис содержит ссылки на Ветхий Завет, но также он учитывает историческую и политическую ситуацию, иногда переосмысляет какие-то мифы и даже астральные представления. Книга очень богата своей образностью, Иоанн Богослов не стесняется использовать иногда некоторые символы и легенды, которые были тогда в ходу, чтобы понятнее проиллюстрировать ту или иную мысль. В этом нет ничего страшного, поскольку соприкосновение культур было всегда и подчас происходило переосмысление каких-то устоявшихся легенд и мифов. Это ни в коем случае не обедняет содержание Апокалипсиса и не делает его неправильным.
3. И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.
4. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.
(Откр. 6, 3 – 4)
Второй всадник приносит войну, чтобы люди убивали друг друга. Может быть, это намек на гражданскую войну, а может быть, на какую-то масштабную войну, в которую будут втянуты несколько стран и народов. Как бы то ни было, это бедствие символически изображается всадником на рыжем коне.
5. И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.
6. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.
(Откр. 6, 5 – 6)
Третье бедствие связано с удорожанием продуктов, голодом, то есть проблемой продовольственного снабжения. Всадник держит в своей руке меру (весы), а этот символ всегда связан с торговлей, накоплением и распределением продовольствия. Голос посреди четырех животных напоминает глашатая на базаре, который выкрикивает: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. Хиникс – это малая мера, а динарий – небольшая монета. Мы помним из Евангелия, что динарий – это дневная зарплата одного неквалифицированного рабочего. Вспомним притчу о работниках, которые пришли работать в разные часы, и каждому было обещано по динарию. Этот возглас означает наступление удорожания, голода, экономически трудного времени, потому что хиникс пшеницы за динарий это очень мало. У авторов того времени можно найти сведения о том, что за один динарий в нормальной ситуации можно было купить двенадцать хиниксов пшеницы и двадцать четыре хиникса ячменя, то есть удорожание достаточно серьезное. Елея и вина не повреждай, потому что, по мнению толкователей, елей и вино в достаточном количестве производились прямо на территории Малой Азии. Там было много оливок и винограда, поэтому внутри страны этих продуктов всегда хватало. Пшеница и другие зерновые культуры ввозились со стороны, следовательно, удорожание в первую очередь касалось привозных товаров.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!