Читаем Апостол. 12 января. Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением

12 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание Петра. Глава 3, ст. 10–22.

 

10. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей;

11. уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему,

12. потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли).

13. И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?

14. Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь.

15. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.

16. Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.

17. Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые;

18. потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,

19. которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,

20. некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.

21. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа,

22. Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.

(1 Петр. 3, 10 – 22)

 

Первые три стиха сегодняшнего отрывка – это цитата. Те, кто регулярно посещают всенощные бдения и Божественные литургии, постоянно слышат там 33-й псалом, из которого взяты эти три стиха. Здесь апостол Петр немного изменяет слова псалма, но смысл передает точно. Обычно за богослужением эти слова не читаются, как некоторые псалмы (скажем, в составе шестопсалмия или часов), а пропеваются хором в конце вечерни перед шестопсалмием. Во время Божественной литургии это бывает либо на запричастном стихе (то есть перед Причастием), либо в ее конце.

Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли). Достаточно понятные наставления, тем более что это практически цитата из псалма. Здесь говорится о том, чтобы мы удерживали свой язык, уклонялись от зла, потому что Господь обращен к праведным, а тех, кто делает зло, истребляет с земли. В 33-м псалме сказано немного по-другому: истребит память их с земли, то есть об этих людях даже не будут помнить.

И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Очень важный вопрос, при этом риторический, не требующий ответа. Часто бывает, что тот, кто добр и делает добро, получает в ответ не добро, а зло и ненависть. Но здесь апостол Петр рассуждает с той точки зрения, что если сам человек не причастен сердцем ни к чему злому, несет только добро, то даже если кто-то будет отвечать этому человеку злом, для него не будет беды в глобальном, духовном, глубинном смысле этого слова. Да, у него могут быть какие-то проблемы, трудности, несчастья, но если сам человек будет ревнителем добра и сердцем не будет отвечать на зло, которое идет по отношению к нему от кого бы то ни было, то своему «внутреннему человеку», своей душе он не повредит, не будет причастен злу. Поэтому апостол Петр и задает этот вопрос: кто сделает вам зло в глубинном смысле слова, кто нанесет вред вашей душе, вашему «внутреннему человеку», если вы сами будете ревнителями добра, если сами всегда будете на стороне добра?

Если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. Тоже очень важный, интересный стих, дорогие братья и сестры. Когда в духовных или воскресных школах, на епархиальных курсах человека обучают основам веры и тому, как надо защищать свою веру, очень часто вспоминают 15-й стих 3-й главы Первого соборного послания апостола Петра в качестве подтверждения того, что христианин призван уметь дать отчет о своем уповании: почему он верит в Бога; почему верит именно в Бога Троицу, а не просто в Единого Бога, как иудеи или мусульмане, и не в множество богов, как язычники; Кто такой Иисус Христос и прочие вопросы. Все эти понятия (элементарные для тех, кто хотя бы немного просвещен), должны быть доступны, о них должен знать любой человек, называющий себя православным христианином. Когда у христианина достаточно настоящих аргументов – продуманных, глубоких, которые могут человека если не убедить, то, по крайней мере, поставить на место, не дать в обиду свои убеждения, свое мнение, свою веру – тогда спорщик в меньшей степени прибегает к агрессивным аргументам. Скажем, встречается православный христианин с каким-нибудь неверующим, нецерковным человеком, критиком Церкви, или человеком другой веры (мусульманином, буддистом, язычником) или даже христианином другой конфессии. Если православный человек (в первую очередь нужно смотреть на самих себя) достаточно подготовлен, хорошо знает Священное Писание, богословие, Священную историю, церковную историю, то такой человек будет спокоен. Здесь так и написано: дать ответ с кротостью и благоговением. Это очень важно. Это возможно, только если ты уверен в своей аргументации, если есть на что опереться. Тогда ты будешь спокойно, с кротостью и благоговением отвечать оппоненту.

Это касается как частных разговоров, так и дискуссий на публике, будь то дискуссионный клуб, как бывает иногда на приходах, либо общественные мероприятия дискуссионного характера, например выступление на телевидении. Если собеседник, который ведет дискуссию со стороны православия, достаточно образован, воспитан, подготовлен, то он с кротостью и благоговением ведет беседу, спокойно защищая свою веру, свое видение, относясь к оппоненту без всякой агрессии, кем бы он ни был и как бы в свою очередь ни относился к нему. Если аргументация слабая, если человек плохо разбирается в своей вере и знает православие только на уровне «я русский, значит, православный, а вы, если не православные, по определению враги» или считает, что неверующий человек по определению безнравственный, то его аргументы достаточно примитивны, наивны и оскорбительны. Они не будут иметь никакого действия, кроме отторжения. Плохо, когда собеседник способен только оскорблять своего оппонента, мыслить двойными стандартами: «я православный, поэтому вы все меня слушайте» или «мой собеседник – атеист, критик Церкви, антиклерикал, поэтому он по определению нехороший человек, недобрый, безнравственный». Ты хорошо подготовлен, у тебя достаточно аргументов – тогда можешь дать ответ с кротостью и благоговением, как и повелевает Священное Писание в лице апостола Петра. Слабо подготовлен, плохо знаешь свою веру – обязательно перейдешь на уровень агрессивного ведения дискуссии, что, на самом деле, только покажет слабость такого защитника веры. Если кто-то посмотрит на это со стороны, будь то дискуссия на приходе, в высшем учебном заведении, школе или на телевидении, то, конечно, это вызовет только отторжение. Будет только минусом Церкви, если человек плохо подготовлен и, как следствие, достаточно агрессивен в своей полемике.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать