Читаем Апостол. 12 сентября. Предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа

12 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 4, ст. 17–21; глава 5, ст. 1-5

 

17. Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.

18. Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились;

19. но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу,

20. ибо Царство Божие не в слове, а в силе.

21. Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?

1. Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего.

2. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.

3. А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело,

4. в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа,

5. предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.

(1 Кор. 4, 17 - 5, 5)

 

Напомню, что когда апостол Павел пишет свои Послания к Коринфянам, то в частности преследует цель немного отрезвить членов Коринфской Церкви, поскольку город Коринф был одним из активных центров языческой культуры. Жившие там люди привыкли существовать вольно и в некотором смысле даже распутно, поэтому ставшие христианами из язычников далеко не сразу оставляли свои прежние привычки. У многих даже получалось каким-то образом совмещать в сознании и поведении какие-то языческие манеры и новое христианское существование. Для апостола Павла это представлялось определенной проблемой, потому что коринфяне не просто грешили, будучи христианами, но даже имели некоторое объяснение тому, почему, приняв христианство, они продолжают вести прежний образ жизни. Это были так называемые христиане-либертинисты («либертас» - по-латински «свобода»), считавшие себя настолько свободными во Христе, что им якобы было можно делать все, что угодно, и это не вменялось в грех. Апостол Павел гневался и по поводу такого поведения, и многого другого, что творилось в Коринфской Церкви, чему и посвящено все Первое Послание к Коринфянам.

Апостол Павел говорит коринфянам: «...я скоро приду к вам [...] и испытаю не слова возгордившихся, а силу» . Действительно возгордившиеся, так как они считали, что могут вполне хорошо существовать как христиане и без наставлений апостола Павла. И он хочет прийти и обратиться к ним напрямую, проверить не просто то, что они говорят, но силу Духа Святаго, ибо в крещении каждый христианин получал дары Святого Духа. Павел хочет посмотреть, действительно ли эти люди находятся в Духе Святом или просто произносят слова, но не имеют к Нему никакого отношения. «Ибо Царство Божие не в слове, а в силе», то есть не в разговорах, не в словопрениях и дискуссиях, а во внутренней силе - дарах Духа Святаго.

«Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?» - этот стих, завершающий четвертую главу, звучит по-отечески строго. Апостол Павел спрашивает, хотят ли коринфяне, чтобы он пришел к ним, как любящий отец, с кротостью и любовью или же с жезлом, чтобы наказать их.

В пятой главе апостол описывает уже непосредственный случай того, как проявлялась так называемая «свобода» в Коринфской Церкви. До него дошли известия, что там происходит нечто, не подобающее образу христианской жизни: «у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего» . И по ветхозаветному закону, и даже по языческому было запрещено, чтобы сын имел близость со своей мачехой (женой отца своего). Но некто из коринфян, будучи христианином, посчитал для себя возможным сделать это. Мало того, как пишет апостол, коринфяне «возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело» . По всей видимости, на этого человека показывали со словами: «Смотрите, как вы свободны в нашем христианстве. У нас человек может так поступить и оставаться в общине, как и прежде считая себя христианином». Апостол Павел говорит, что вместо этого им надо было горевать и плакать, чтобы этот человек каким-то образом перестал быть членом общины, не позорил христиан, Самого Христа и апостола Павла как человека, создавшего и наставлявшего коринфскую общину. Поэтому он и применяет церковную дисциплину.

«А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа». Такое дисциплинарное решение принимает апостол Павел. Что означает «предать сатане»? Это довольно непростое для толкования место. По всей видимости, имеется в виду отлучение от общины, предание человека на волю Божию, оставление его во внешнем мире непричастным духовной, евхаристической жизни христианства. Поскольку во внешнем мире человек действительно подвержен действию сатаны. Церковь - островок присутствия Духа Святаго, то место, где человек имеет защиту от воздействия дьявола.

Имя «дьяволос» в контексте античной культуры означало человека обвиняющего, подобного прокурору на судебном процессе. Если человек оказывается с этим «прокурором» один на один, ему нечего противопоставить, потому что каждый человек немощен, каждый имеет грехи и перед лицом обвинителя оказывается виновным. Но в Церкви, обществе святых - освященных Христом, Духом Святым, действует Дух Святой, к Которому мы обращаемся не иначе как к адвокату. Ведь в молитве «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины», которую каждый православный христианин читает по несколько раз в день, слово «Утешитель» в переводе с греческого на латинский имеет смысл «адвокат», то есть тот, кто говорит вместо нас во всех трудных ситуациях нашей жизни. Господь говорит об этом в Евангелии, когда обещает апостолам и всем верующим в Него, что им не надо будет заранее думать, что делать или говорить, потому что Дух Святой будет говорить вместо них. Это и есть та самая «адвокатская» функция Духа Святого, если так можно выразиться.

Поэтому человек, находящийся в Церкви, имеет этого Божественного «адвоката». Если же человека отлучают от Церкви, он предается сатане, оказывается во власти дьявола, испытывая разные духовные и подчас физические трудности, и потому скорбит о потерянной возможности быть в Церкви. Как здесь сказано, от того, что он страдает физически или запутывается духовно, измождается его плоть, что приводит к раскаянию, которое и ведет к спасению «в день Господа нашего Иисуса Христа день» , когда Господь придет для окончательного суда.

Напоминаю, что для нас с вами необходимо ежедневно читать Слово Божие, потому что в нем великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!


Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать