Читаем Апостол. 12 ноября. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать

12 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Фессалоникийцам. Глава 5, ст. 1–8.

1. О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия,

2. ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.

3. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.

4. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.

5. Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы.

6. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.

7. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.

8. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения

(1 Фес. 5, 1 – 8)

 

Очень важный отрывок, дорогие братья и сестры. Мы говорили в прошлый раз, что с 4-й главы апостол Павел приступает к увещаниям фессалоникийцев. Первые стихи 4-й главы были посвящены темам блуда и братолюбия, а также тому, что нельзя вести праздный, бездельнический образ жизни. Даже несмотря на то, что День Господень близок и, возможно, в скором времени Христос придет, нужно трудиться и выглядеть прилично перед всеми людьми, в том числе внешними, то есть не христианами.

Далее 4-я глава повествует о другой важной теме. Мы пропустили этот отрывок, поскольку церковный календарь имеет свою структуру и специфику, и некоторые отрывки, которые читаются в дни каких-то праздников или по каким-то особым поводам, в общей хронологии опускаются. Концовка 4-й главы (с 13-го по 18-й стихи) всегда читается во время заупокойных богослужений: во время отпеваний, родительских суббот. Хотя этот отрывок в общей хронологии апостольских чтений пропущен, он чрезвычайно важен, и начало 5-й главы по смыслу связано с концом 4-й главы. Поэтому не поленитесь, почитайте концовку 4-й главы, вспомните этот отрывок. Наверняка он хорошо всем вам знаком, поскольку православные христиане, как правило, всегда посещают большие заупокойные богослужения.

Речь идет о том, что Христос должен скоро прийти. Первое послание к Фессалоникийцам –самое раннее произведение Нового Завета, и нужно сказать, что в ранние века христианства эсхатологические чаяния, то есть ожидания, связанные со скорым концом света, были чрезвычайно сильны. Люди верили, что Господь вот-вот придет и наступит так называемый конец света, то есть День Славного и Страшного Второго Христова Пришествия. Возникали некоторые вопросы. В частности, поскольку Пришествие всё не наступало и некоторые христиане уже отошли в мир иной, фессалоникийцы волновались, каким образом их усопшие братья смогут встретиться со Христом. Концовка 4-й главы посвящена утешению фессалоникийцев в этом отношении, а начало 5-й главы посвящено этой же теме, но немного в другом ракурсе.

О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью . Нет никаких точных времен и сроков, День Господень придет, как тать ночью , то есть вор.

Хотя синодальный перевод является переводом со славянского на русский язык, он все-таки был выполнен в середине XIX века, и некоторые слова сохранили свое церковнославянское звучание. Тать – слово, непонятное для современного человека, если бы было написано «вор», тогда, конечно, каждый бы понял его. В наше время предпринимаются различные попытки новых переводов, поскольку синодальный в некотором отношении сохраняет славянизированные или славянские слова, которые не всегда понятны современному человеку. Это было небольшое отступление, возвращаясь к теме, скажем, что смысл отрывка в том, что День Господень действительно придет, как вор ночью, то есть это случится неожиданно, неизвестно когда.

Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут . «Мир и безопасность» – это, по большому счету, лозунг Римской империи, которая славилась тем, что, распространяясь и завоевывая новые земли, приносила во Вселенную (по-гречески – Экумену) мир и безопасность. Конечно, когда происходили завоевания, то проливалась кровь, погибали люди, но после установления власти Рима в тех или иных землях, когда они становились частью Римской империи и, соответственно, были под охраной великой римской армии, на этих землях распространялся великий римский закон. Конечно, Рим славился своим законом, который, по сравнению с некоторыми варварскими обычаями: законом кровной мети и другими первобытными «заповедями» и обычаями, с социальной точки стоял зрения на несколько порядков выше. Поэтому Римская империя очень гордилась тем, что в ее пределах царит мир, безопасность и законность. Конечно, многие люди были «усыплены» этим стабильным состоянием. Стабильность, комфорт всегда усыпляют нашу бдительность, подчас даже заглушают голос совести, потому что когда все хорошо, мы часто погружаемся в это земное благополучие и не даем себе возможности подумать о вечном, о том, что нам предстоит куда-то еще направиться после этой жизни. По большому счету, мы с вами и сейчас можем сказать, что этот лозунг и эти ценности не утеряли своей актуальности: постоянно говорится, что мы боремся за мир, за безопасность, боремся с терроризмом, с тиранией, с фашизмом и прочим.

Апостол Павел говорит о том, что День Господень наступит неожиданно, даже если действительно будут царить мир и безопасность (хотя достигнуть этого состояния непросто, тем более в наших условиях многополярного мира). Конец истории будет не тогда, когда придет благоденствие, а когда придет День Господень, и всё предстанет перед Судом Божиим. Поэтому в последующих стихах апостол Павел призывает трезвиться, бодрствовать. Придет ли День Господень сегодня, завтра, послезавтра, через десять или через миллион лет – каждому поколению христиан всегда нужно бодрствовать, трезвиться и ожидать этого Дня.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать