Читаем Апостол. 12 мая. Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?

12 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 10, ст. 44–48; глава 11, ст. 1–10. 

44Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.

45И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, 46ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: 47кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?

48И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.

1Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие.

2И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, 3говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними.

4Петр же начал пересказывать им по порядку, говоря: 5в городе Иоппии я молился, и в исступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне.

6Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных.

7И услышал я голос, говорящий мне: встань, Петр, заколи и ешь.

8Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои.

9И отвечал мне голос вторично с неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.

10Это было трижды, и опять поднялось всё на небо.

Итак, братья и сестры, мы с вами продолжаем читать книгу «Деяния святых апостолов», по-своему очень интересную книгу, которая повествует нам о том, что происходило с апостолами, как проповедовалось Евангелие, как развивалась Церковь с момента Вознесения Господня до момента, когда апостол Павел прибыл в Рим, где уже и был усечен мечем. Об этом в книге «Деяний» не говорится. Она обрывается с 28-й главы, как будто не окончившись. Мы с вами дочитаем до конца, увидим этот момент. Но все равно это достаточно большой период, мы узнаем много интересной информации о жизни первой Церкви, о трудах святых апостолов и о том важном событии в истории  народа Божия, когда этнические рамки этого самого богоизбранного народа были расширены. Границы между собственно  иудеями как малым числом народа Божия, так назовем, «ветхозаветным народом Божиим» и «новозаветным народом Божиим», куда призываются все народы, где нет «ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа», как напишет апостол Павел. Мы видим, что эта стена начинает рушиться еще даже до того, как апостол Павел вышел на проповедь в языческих территориях. Что же происходит? Происходит встреча апостола Петра и сотника Корнилия  – представителя языческого мира, римского сотника, воина. И что происходит во время  этой встречи, мы отчасти читали до того, и окончание 10-й главы, повествующей также об этой встрече, мы читали сегодня.

Посмотрим еще раз начало 44-го стиха: «Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней». Вот как заканчивается история с Корнилием сотником. Что мы видим здесь примечательного, можно сказать, даже удивительного? Когда Корнилий и присутствовавшие с ним слушали Петра, они настолько открылись этой вере, этому доверию, о котором здесь говорится через схождение Духа Святаго, настолько они доверились проповеди Петра, что Дух Святой сошел на всех, кто слушал это слово, на всех язычников, причем здесь отмечается, что это произошло до крещения. Сначала сошел Дух, а потом уже Петр говорит: «Как мы можем не крестить этих людей, хоть они бывшие язычники, но если на них сошел Святой Дух?» В Древней Церкви, если мы читаем эту же книгу «Деяний», те же Послания апостола Павла и другие древние источники,  мы видим, что сошествие Святаго Духа часто сопровождалось какими-то видимыми явлениями. Скажем, в тот же день святой Пятидесятницы – говорение на иных языках. Также бывало иногда с христианами, с людьми, которые принимали христианство, и после дня Пятидесятницы, - тот же дар пророчества. Здесь тоже от этом говорится в 46-м стихе: «ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога». То есть это некое особое  экстатическое мистическое состояние, потому что сам феномен говорения на языках, то, о чем пишется здесь в момент схождения Святаго Духа на язычников, еще не крещенных,  то, что упоминается у апостола Павла в Послании  к Коринфянам – это феномен, который не имеет строго однозначного объяснения. Более всего исследователи склоняются к тому, что это, наверно, какие-то иностранные языки, но все-таки этот ответ не может быть однозначным, и целые дипломные работы и исследования посвящались этой проблеме. Потому как этот термин «говорение языками» («языкоговорение») – это дословный перед с греческого «глоссола́лия» (γλῶσσα «язык» и λᾰλέω «говорю»). Глагол  λᾰλέω говорит о нечленораздельном бормотании. «Лэго» переводится как нормальная, членораздельная речь на каком то ни было языке, своем или иностранном, но это понятная человеческая речь, структурированная, правильная. А языкоговорение – это скорее некое бормотание, лепетание. Может быть, даже нечто фонетически структурированное, но не соответствующее порой ни одному из существующих в реальной жизни языков. Такие выводы сделали те, кто изучал феномен языкоговорения, когда встречался с ним в современных реалиях, в том виде, в каком он сейчас иногда проявляется. Как оно было тогда, с точностью мы сказать не можем, это некая  исследовательская загадка. Тем не менее это было, действительно, что-то очень необычное, очень экстатичное. И мы видим, что, может, не все понятно в этом говорении (о чем говорил и Павел: «Если вы говорите иными языками, нужно, чтобы был истолкователь, иначе никто не поймет, о чем вы говорите», что еще свидетельствует в какой-то степени в пользу того, что истолкователем должен быть тоже особый человек, на котором почил Дух Святой). Потому что если это иностранный язык, то почему кто-нибудь не может его понять, если он владеет этим языком? А если это действительно экстатический зык, совершенно не похожий ни на один из земных языков, то, соответственно, и истолкование требуется экстатического происхождения, вдохновленное Духом Святым.

Тем не менее в этом языкоговорении еще выделяются «величающие Бога». Это люди, которые прославляют Бога, благодарят Его. Это явилось явным доказательством, свидетельством того, что эти люди просвещены Духом Святым, и уже невозможно препятствовать им креститься.

В начале 11-й главы апостол Петр, придя в Иерусалим, просто пересказывает им эту историю, как он решился на то, чтобы крестить язычников, рассказывает о своем видении, но это особого комментария уже не требует.

Напоминаю Вам о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада и утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Трансляции богослужений

    Всенощное бдение 20 апреля 2024 года

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать