Читаем Апостол. 12 марта. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн

12 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 14, ст. 19–26.

 

19. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.

20. Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.

21. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.

22. Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.

23. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех.

24. Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано,

25. но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере,

26. Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь.

(Рим. 14, 19–26)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами вплотную приблизились ко времени Великого поста. Сегодняшняя суббота предваряет его начало, завтра будет Прощеное воскресенье.

В прошлые выходные, разбирая апостольские отрывки, мы говорили о том, что Святая Церковь промыслительно ставит отрывки из Послания к Коринфянам (в данном случае из Послания к Римлянам), где содержатся размышления апостола Павла о вкушении какой-либо пищи и даже идоложертвенного мяса. Дело в том, что в то время была такая проблема – любое мясо, которое было в продаже на рынке или при языческих столовых, посвящалось какому-то богу. Без этого нельзя было убить животное, иначе можно было якобы вызвать гнев божества, например, богини Артемиды, которая считалась покровительницей лесных угодий и всех, кто там обитает. Поэтому любое мясо являлось в этом смысле идоложертвенным.

Были христиане с так называемой сильной совестью, как о них говорил апостол Павел, которые понимали, что идол есть нечто несуществующее, поэтому можно спокойно есть это мясо, не боясь осквернения. Но были христиане и со слабой совестью, полагавшие, что так или иначе происходит какое-то осквернение и поэтому боявшиеся вкушать идоложертвенное. Как же совместить две эти группы христиан? Ведь те и другие могли быть очень славными людьми, хорошими христианами, но отношение к этому мясу их разделяло. Апостол Павел, наставляя христиан, преследует пользу общины. Он понимает, что кому-то надо быть снисходительным, а именно – тому, кто мудрее и осознаннее, у кого более сильная совесть. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию, а не того, что может разделить людей в общине и привести к какому-то сомнению, смущению, смятению.

Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. Пища, как сказано в Послании к Коринфянам, не приближает нас к Богу, и здесь апостол Павел поддерживает эту мысль, не противоречит сам себе. При этом ради пищи не надо разрушать дело Божие, единство общины. Как сказано в Послании к Коринфянам, где апостол Павел цитирует Ветхий Завет: Господня земля и что наполняет ее. То есть все можно вкушать, ничто само по себе не является нечистым. Об этом мы читали и в Послании святого апостола Павла к Титу, эти же мысли найдем в Послании к Римлянам, когда будем читать его целиком.

Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Нет ничего запретного в том, чтобы вкушать идоложертвенное, но если ты будешь соблазнять своей свободой брата своего, то будет худо, поэтому не делай этого на соблазн другого. Лучше не есть мяса, не пить вина и вообще не делать ничего такого, что может соблазнить брата, по крайней мере, в его присутствии. В прошлый раз, когда мы разбирали отрывок из Послания к Коринфянам, мы слышали слова апостола Павла, что дабы не соблазнить брата своего, он не будет есть мяса вовек, а не только в присутствии немощного брата. Он как бы говорит: «Если я буду есть, когда он не видит, и не буду есть, когда он рядом, в этом будет элемент лицемерия». Апостол Павел не хочет лицемерить, поэтому и говорит, что вообще не будет есть мяса. Если человек не готов вообще отказаться от вкушения мяса, как в данном случае, тогда ему не надо этого делать хотя бы для соблазна другого, а вкушать лишь когда он никого не соблазняет.

Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех. Сначала апостол Павел говорит о сильных совестью: они имеют веру, убеждение, что можно есть это мясо, которое не является идоложертвенным, ибо идолов не существует. Апостол Павел говорит: «Хорошо, только имей веру сам в себе, пред Богом». Дальше он подтверждает внутреннюю правоту этих людей, сильных совестью, свободных во Христе: Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. Действительно, человек, который растет в осознанности, находясь со Христом, давая Христу развивать своего «внутреннего человека», наполнять Духом Святым, совершает все меньше поступков, в которых он себя осуждает. Если у тебя сильная совесть, ты растешь во Христе, честен перед самим собой и Богом, совесть не обличает тебя и не взывает к тому, чтобы ты изменился или покаялся, то сам себя осуждать в этом ты не будешь; ты блажен, потому что не осуждаешь себя в том, что избираешь. Но не выставляй это в соблазн тем, кто не готов мыслить так же, людям с так называемой слабой совестью: такой человек если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех. То есть тот, кто сомневается, можно ли есть идоложертвенное или даже что-то другое (здесь обозначен общий принцип), то, конечно, он себя осуждает. Если он не поступает по твердой вере, то совершает грех, потому что все, что не по вере, грех.

Дорогие братья и сестры, мы должны очень четко понять эту мысль апостола Павла. Конечно, Церковь специально рекомендует этот отрывок для размышления в преддверии Великого поста, когда мы призваны во многом сами определить меру своего поста – по силе, возможности, согласуя со своим здоровьем, работой, нагрузкой. Каждый предстоит перед Богом, находясь в посте, но при этом не надо осуждать или соблазнять других.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать