Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 14, ст. 19–26.
19. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.
20. Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.
21. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.
22. Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.
23. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех.
24. Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано,
25. но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере,
26. Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь.
(Рим. 14, 19–26)
Дорогие братья и сестры, мы с вами вплотную приблизились ко времени Великого поста. Сегодняшняя суббота предваряет его начало, завтра будет Прощеное воскресенье.
В прошлые выходные, разбирая апостольские отрывки, мы говорили о том, что Святая Церковь промыслительно ставит отрывки из Послания к Коринфянам (в данном случае из Послания к Римлянам), где содержатся размышления апостола Павла о вкушении какой-либо пищи и даже идоложертвенного мяса. Дело в том, что в то время была такая проблема – любое мясо, которое было в продаже на рынке или при языческих столовых, посвящалось какому-то богу. Без этого нельзя было убить животное, иначе можно было якобы вызвать гнев божества, например, богини Артемиды, которая считалась покровительницей лесных угодий и всех, кто там обитает. Поэтому любое мясо являлось в этом смысле идоложертвенным.
Были христиане с так называемой сильной совестью, как о них говорил апостол Павел, которые понимали, что идол есть нечто несуществующее, поэтому можно спокойно есть это мясо, не боясь осквернения. Но были христиане и со слабой совестью, полагавшие, что так или иначе происходит какое-то осквернение и поэтому боявшиеся вкушать идоложертвенное. Как же совместить две эти группы христиан? Ведь те и другие могли быть очень славными людьми, хорошими христианами, но отношение к этому мясу их разделяло. Апостол Павел, наставляя христиан, преследует пользу общины. Он понимает, что кому-то надо быть снисходительным, а именно – тому, кто мудрее и осознаннее, у кого более сильная совесть. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию, а не того, что может разделить людей в общине и привести к какому-то сомнению, смущению, смятению.
Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. Пища, как сказано в Послании к Коринфянам, не приближает нас к Богу, и здесь апостол Павел поддерживает эту мысль, не противоречит сам себе. При этом ради пищи не надо разрушать дело Божие, единство общины. Как сказано в Послании к Коринфянам, где апостол Павел цитирует Ветхий Завет: Господня земля и что наполняет ее. То есть все можно вкушать, ничто само по себе не является нечистым. Об этом мы читали и в Послании святого апостола Павла к Титу, эти же мысли найдем в Послании к Римлянам, когда будем читать его целиком.
Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Нет ничего запретного в том, чтобы вкушать идоложертвенное, но если ты будешь соблазнять своей свободой брата своего, то будет худо, поэтому не делай этого на соблазн другого. Лучше не есть мяса, не пить вина и вообще не делать ничего такого, что может соблазнить брата, по крайней мере, в его присутствии. В прошлый раз, когда мы разбирали отрывок из Послания к Коринфянам, мы слышали слова апостола Павла, что дабы не соблазнить брата своего, он не будет есть мяса вовек, а не только в присутствии немощного брата. Он как бы говорит: «Если я буду есть, когда он не видит, и не буду есть, когда он рядом, в этом будет элемент лицемерия». Апостол Павел не хочет лицемерить, поэтому и говорит, что вообще не будет есть мяса. Если человек не готов вообще отказаться от вкушения мяса, как в данном случае, тогда ему не надо этого делать хотя бы для соблазна другого, а вкушать лишь когда он никого не соблазняет.
Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех. Сначала апостол Павел говорит о сильных совестью: они имеют веру, убеждение, что можно есть это мясо, которое не является идоложертвенным, ибо идолов не существует. Апостол Павел говорит: «Хорошо, только имей веру сам в себе, пред Богом». Дальше он подтверждает внутреннюю правоту этих людей, сильных совестью, свободных во Христе: Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. Действительно, человек, который растет в осознанности, находясь со Христом, давая Христу развивать своего «внутреннего человека», наполнять Духом Святым, совершает все меньше поступков, в которых он себя осуждает. Если у тебя сильная совесть, ты растешь во Христе, честен перед самим собой и Богом, совесть не обличает тебя и не взывает к тому, чтобы ты изменился или покаялся, то сам себя осуждать в этом ты не будешь; ты блажен, потому что не осуждаешь себя в том, что избираешь. Но не выставляй это в соблазн тем, кто не готов мыслить так же, людям с так называемой слабой совестью: такой человек если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех. То есть тот, кто сомневается, можно ли есть идоложертвенное или даже что-то другое (здесь обозначен общий принцип), то, конечно, он себя осуждает. Если он не поступает по твердой вере, то совершает грех, потому что все, что не по вере, грех.
Дорогие братья и сестры, мы должны очень четко понять эту мысль апостола Павла. Конечно, Церковь специально рекомендует этот отрывок для размышления в преддверии Великого поста, когда мы призваны во многом сами определить меру своего поста – по силе, возможности, согласуя со своим здоровьем, работой, нагрузкой. Каждый предстоит перед Богом, находясь в посте, но при этом не надо осуждать или соблазнять других.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение иудеи. Извращенный суд». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Старец взялся за топор
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова». Часть 6
Православный словарь. Иконография
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!