Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 20, ст. 16–18, 28–36.
16. ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.
17. Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви,
18. и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами…
28. …Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
29. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;
30. и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.
31. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.
32. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.
33. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал:
34. сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.
35. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать».
36. Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.
(Деян. 20, 16–18, 28–36)
Дорогие братья и сестры, мы с вами продолжаем идти по книге Деяний вместе с апостолом Павлом и его спутниками. В прошлый раз мы читали начальные стихи 20-й главы: с 7-го по 12-й. Потом произошел перерыв между 12-м и 16-м стихами, где речь шла о том пути, который проделал Павел. Здесь перечисляется много населенных пунктов, и в конечном счете мы видим, что Павел попадает в Милит. Оттуда он не желает идти в Эфес, чтобы не терять времени, поскольку хочет оказаться в Иерусалиме в день Пятидесятницы.
Как я уже говорил, чтобы лучше представлять все эти перемещения апостолов, в первую очередь апостола Павла, лучше найти библейскую карту. Существуют целые сборники различных библейских карт, в том числе ветхозаветных, где отмечено, как евреи шли из Египта в землю обетованную, границы Иудейского и Израильского царств, а также есть карта Иудеи времен Иисуса Христа и, конечно же, карты путешествий апостола Павла. Их можно найти и в печатном виде, и в электронном в Интернете. На этих картах есть названия древних городов, как они указаны в тексте Писания, потому что некоторые древние города изменили свои названия, а некоторых уже нет на карте современной. Город Эфес, как мы знаем, существует, мы говорили о нем, когда читали книгу Апокалипсис, Послание к Ефесянам – в общем, это город достаточно известный. Остальные населенные пункты или острова тоже существуют, люди даже ездят туда отдыхать, например, на острова Родос, Потара, Кос; некоторые названия нам менее известны. Суть в том, что в Милите Павел останавливается и, не идя в Эфес, зовет туда эфесских пресвитеров, то есть старейшин, которых община выдвинула на должность предстоятелей.
Павел обращается к ним с очень красивой длительной прощальной речью: он понимает, что, скорее всего, больше не увидит их. Речь начинается в 18-м стихе, но после нее мы прерываемся, поэтому, как всегда, рекомендую вам полностью прочитать эту речь: с 18-го стиха и до конца главы. А сейчас мы с вами, согласно сегодняшнему отрывку, перемещаемся сразу на 28-й стих, где апостол дает наставления пресвитерам: Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Павел призывает пресвитеров быть блюстителями. Слово блюститель по-гречески – «епископ». Здесь отражена раннехристианская ситуация, когда еще не было жесткого разделения между функциями пресвитера и епископа. С одной стороны, сказано, что Павел обращается к пресвитерам, старейшинам, предстоятелям, а с другой – говорит им о том, чтобы они были блюстителями, то есть епископами по своим функциям. Речь не о том, что они одновременно рукоположены и в пресвитеров, и в епископов, просто чисто функционально человек мог быть рукоположенным в пресвитера (старейшину), но при этом выполнять и функцию блюстителя, то есть епископа. Или наоборот: мог быть рукоположен в епископа, то есть блюстителя, но при этом он же являлся старейшиной, предстоятелем, то есть пресвитером. Чуть позже, когда административная структура церкви усложнилась, стало больше общин, храмов, то, конечно, потребовалось ее усложнение, и епископ стал тем, кто стоит выше по иерархической лестнице, непосредственно управляет пресвитерами, рукополагает их, что мы имеем до сего дня. Это прекрасная речь, и ее, как я сказал, нужно прочитать полностью и прочувствовать.
В 29-м стихе Павел говорит, почему он назидает пресвитеров особенно заботиться о церкви:
29. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;
30. и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.
31. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.
Павел говорит о том, как ему приходилось миссионерствовать, проповедовать. Этот призыв и позиция Павла должны быть критерием для каждого миссионера: священника или миссионера не в священном сане. Мы часто хотим «взять массовостью»: обратить в христианство как можно большее количество людей, невзирая на качество их веры, осознанность, глубину восприятия истин христианства. Павел пишет: три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из членов Эфесской церкви. Он берет одного человека, учит его, находит к нему особый индивидуальный подход. Павел это делал даже в те времена, когда общество было более традиционным. В наше время, когда общество совсем не живет в пространстве традиционной культуры и традиционных ценностей, когда каждый человек очень сильно отличается от другого, у каждого свое восприятие действительности, тем более должен восторжествовать индивидуальный подход! Массовая христианизация может существовать как некое позиционирование, но в первую очередь и в глубоком смысле этого слова требуется, чтобы мы, миссионеры, вели общение с каждым конкретным человеком и приводили каждую конкретную душу ко Христу, в том числе опираясь на пример святого апостола Павла.
Вот такая прекрасная речь! В ней апостол Павел также приводит слова Иисуса Христа, которых мы не найдем ни в одном Евангелии: блаженнее давать, нежели принимать. Прекрасные слова, братья и сестры! Пусть они тоже всегда живут в нашем сердце, и мы на своем опыте поймем, что блаженнее отдавать, чем принимать.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Благие вести. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!