Читаем Апостол. 12 июня. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас

12 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 20, ст. 16–18, 28–36.

 

16. ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.

17. Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви,

18. и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами…

28. …Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.

29. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;

30. и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.

31. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.

32. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.

33. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал:

34. сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.

35. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать».

36. Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.

(Деян. 20, 16–18, 28–36)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами продолжаем идти по книге Деяний вместе с апостолом Павлом и его спутниками. В прошлый раз мы читали начальные стихи 20-й главы: с 7-го по 12-й. Потом произошел перерыв между 12-м и 16-м стихами, где речь шла о том пути, который проделал Павел. Здесь перечисляется много населенных пунктов, и в конечном счете мы видим, что Павел попадает в Милит. Оттуда он не желает идти в Эфес, чтобы не терять времени, поскольку хочет оказаться в Иерусалиме в день Пятидесятницы.

Как я уже говорил, чтобы лучше представлять все эти перемещения апостолов, в первую очередь апостола Павла, лучше найти библейскую карту. Существуют целые сборники различных библейских карт, в том числе ветхозаветных, где отмечено, как евреи шли из Египта в землю обетованную, границы Иудейского и Израильского царств, а также есть карта Иудеи времен Иисуса Христа и, конечно же, карты путешествий апостола Павла. Их можно найти и в печатном виде, и в электронном в Интернете. На этих картах есть названия древних городов, как они указаны в тексте Писания, потому что некоторые древние города изменили свои названия, а некоторых уже нет на карте современной. Город Эфес, как мы знаем, существует, мы говорили о нем, когда читали книгу Апокалипсис, Послание к Ефесянам – в общем, это город достаточно известный. Остальные населенные пункты или острова тоже существуют, люди даже ездят туда отдыхать, например, на острова Родос, Потара, Кос; некоторые названия нам менее известны. Суть в том, что в Милите Павел останавливается и, не идя в Эфес, зовет туда эфесских пресвитеров, то есть старейшин, которых община выдвинула на должность предстоятелей.

Павел обращается к ним с очень красивой длительной прощальной речью: он понимает, что, скорее всего, больше не увидит их. Речь начинается в 18-м стихе, но после нее мы прерываемся, поэтому, как всегда, рекомендую вам полностью прочитать эту речь: с 18-го стиха и до конца главы. А сейчас мы с вами, согласно сегодняшнему отрывку, перемещаемся сразу на 28-й стих, где апостол дает наставления пресвитерам: Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Павел призывает пресвитеров быть блюстителями. Слово блюститель по-гречески – «епископ». Здесь отражена раннехристианская ситуация, когда еще не было жесткого разделения между функциями пресвитера и епископа. С одной стороны, сказано, что Павел обращается к пресвитерам, старейшинам, предстоятелям, а с другой – говорит им о том, чтобы они были блюстителями, то есть епископами по своим функциям. Речь не о том, что они одновременно рукоположены и в пресвитеров, и в епископов, просто чисто функционально человек мог быть рукоположенным в пресвитера (старейшину), но при этом выполнять и функцию блюстителя, то есть епископа. Или наоборот: мог быть рукоположен в епископа, то есть блюстителя, но при этом он же являлся старейшиной, предстоятелем, то есть пресвитером. Чуть позже, когда административная структура церкви усложнилась, стало больше общин, храмов, то, конечно, потребовалось ее усложнение, и епископ стал тем, кто стоит выше по иерархической лестнице, непосредственно управляет пресвитерами, рукополагает их, что мы имеем до сего дня. Это прекрасная речь, и ее, как я сказал, нужно прочитать полностью и прочувствовать.

В 29-м стихе Павел говорит, почему он назидает пресвитеров особенно заботиться о церкви:

29. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;

30. и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.

31. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.

Павел говорит о том, как ему приходилось миссионерствовать, проповедовать. Этот призыв и позиция Павла должны быть критерием для каждого миссионера: священника или миссионера не в священном сане. Мы часто хотим «взять массовостью»: обратить в христианство как можно большее количество людей, невзирая на качество их веры, осознанность, глубину восприятия истин христианства. Павел пишет: три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из членов Эфесской церкви. Он берет одного человека, учит его, находит к нему особый индивидуальный подход. Павел это делал даже в те времена, когда общество было более традиционным. В наше время, когда общество совсем не живет в пространстве традиционной культуры и традиционных ценностей, когда каждый человек очень сильно отличается от другого, у каждого свое восприятие действительности, тем более должен восторжествовать индивидуальный подход! Массовая христианизация может существовать как некое позиционирование, но в первую очередь и в глубоком смысле этого слова требуется, чтобы мы, миссионеры, вели общение с каждым конкретным человеком и приводили каждую конкретную душу ко Христу, в том числе опираясь на пример святого апостола Павла.

Вот такая прекрасная речь! В ней апостол Павел также приводит слова Иисуса Христа, которых мы не найдем ни в одном Евангелии: блаженнее давать, нежели принимать. Прекрасные слова, братья и сестры! Пусть они тоже всегда живут в нашем сердце, и мы на своем опыте поймем, что блаженнее отдавать, чем принимать.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать