Читаем Апостол. 12 июля. Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне

12 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 10, ст. 11–21; глава 11, ст. 1–2.

 

11. Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.

12. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.

13. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

14. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слышали? как слышать без проповедующего?

15. И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!

16. Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?

17. Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.

18. Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.

19. Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.

20. А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.

21. Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.

1. Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.

2. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря…

(Рим. 10, 11–11, 2)

 

Итак, братья и сестры, мы с вами продолжаем читать Послание апостола Павла к Римлянам и размышлять над его глубочайшими идеями. Вы, наверное, заметили, что сегодня, в день памяти апостолов Петра и Павла – большой праздник для Церкви, с которым я всех вас поздравляю, – в календаре стоит другое апостольское чтение, а сегодняшнее рядовое было перенесено на понедельник. То апостольское чтение, которое звучит сегодня в церкви, в свое время было рядовым, и мы о нем уже говорили. Поэтому мы читаем отрывок за вторник, но поставленный на понедельник, который нам не следует упускать, иначе будет разрыв в понимании.

Напомню, что с 9-й по 11-ю главу Павел размышляет о судьбе израильского народа и вообще о распространении Христовой вести не только у иудеев, но и язычников и о соотношении судеб израильского и языческих народов. Здесь, в 10-й главе, продолжается это рассуждение, и мы видим огромное количество цитат: апостол Павел хочет сказать, что уже в Ветхом Завете было предсказано, предчувствовано (если так можно выразиться), что в конце концов и языческие народы услышат спасительную весть об истинном Боге.

11. Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.

12. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.

Опираясь на цитату из пророка Исаии, Павел говорит, что Господь есть единственно существующий Бог для всех людей, поэтому нет различия между иудеем и эллином.

13. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

14. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слышали? как слышать без проповедующего?

15. И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!

16. Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?

17. Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.

Достаточно понятная мысль – для того чтобы услышать о Боге, это должно быть проповедано. Действительно, израильский народ был избран Богом не потому, что обладал привилегиями, а для чего-то. Для чего он был избран? Как раз для того чтобы возвещать имя Божие язычникам, эта мысль неоднократно встречается в Ветхом Завете. Бог избрал Свой народ как тот народ, который будет являть имя истинного Бога в мире. Именно в этом состояла миссия израильского народа, и уже от него, по мысли апостола Павла, вера в истинного Бога должна была распространиться среди всех язычников, или всех народов. Напомню, что слово «языцы» по-славянски – то же самое, что «народы», соответственно, с точки зрения библейского восприятия язычник – человек, принадлежащий к остальным народам, кроме иудейского, а языческая вера – вера народов, находящихся вне библейской культуры, вне истинного понимания Бога. Соответственно, здесь говорится, что слово Божие должно быть проповедано, иначе как узнать истинного Бога и как Его призвать, если ты о Нем не слышал и в Него не веришь?

18. Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их. То есть слово Божие должно быть проповедано по всей вселенной.

19. Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.

20. А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.

21. Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.

Здесь Павел путем противопоставления иллюстрирует мысль, что народ израильский часто был упорен даже в своем богопротивлении. Хотя Бог и избрал этот народ, но, скажем честно, люди очень часто уклонялись с пути, указанного Богом, впадали в идолопоклонство, ропот. Собственно говоря, Ветхий Завет об этом и написан. Недаром многие богословы обращают наше внимание на то, что не стоит смущаться множеством непонятных и соблазнительных для нас мест Ветхого Завета, говорящих о жестокости, неверности, лукавстве каких-то ветхозаветных персонажей, и предлагают посмотреть на них таким образом: это действительно история израильского народа, написанная самими же евреями, причем достаточно честно, трезво и самокритично. Прошлое Израиля не представляется в исключительно розовых тонах, но говорится, что были разные ситуации и народ постоянно отступал от Бога, а Он через пророков и святых мужей постоянно возвращал его на правый путь. Об этом здесь и говорит апостол Павел, цитируя пророка Исаию: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному. А с язычниками, получается наоборот:

20. …Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.

Вот каким образом развивалась история спасения: Бог наставлял Свой народ, а тот был упорен в своем непослушании, язычники же вроде бы не искали истинного Бога, а получилось так, что нашли. Эти размышления апостол Павел продолжит в 11-й главе, которую мы прочитаем в следующий раз.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать