Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 11, ст. 8–22.
8. Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9. и не муж создан для жены, но жена для мужа.
10. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
11. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога.
13. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?
14. Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15. но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
16. А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
17. Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.
18. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.
19. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
20. Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню;
21. ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается.
22. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.
(1 Кор. 11, 8 – 22)
Мы говорили, что в Первом послании к Коринфянам апостол Павел посвящает меньше внимания сугубо богословским, глубинным, психологическим, антропологическим вопросам, а в большей степени разбирает различные проблемные ситуации в жизни ранней Церкви. В 11-й главе апостол Павел переходит к рассуждению о том, как жене и вообще женщине вести себя во время богослужения (часто в древних языках одно слово обозначало «жену» и «женщину», у нас эти слова тоже очень похожи).
Вообще 11-я глава посвящена проблемам поведения христиан во время собраний, в первую очередь евхаристических, когда преломлялся Хлеб и все пили из Чаши Вино по заповеди Христовой. Также на этих собраниях воспевались псалмы, люди изрекали пророчества, вдохновенные проповеди, а те, у кого был дар, говорили на иных язы́ках, (об этом мы еще поговорим в последующих главах Первого послания к Коринфянам). Здесь же апостол Павел говорит о том, что женщине надлежит молиться с покрытой головой, а мужчине – с непокрытой. Мы с вами понимаем, что этот обычай сохраняется и до нынешнего времени. Мужчине принято заходить в храм и снимать головной убор, а женщина наоборот, заходя в храм, покрывает голову платком. Почему же так нужно делать? Апостол Павел здесь пишет обоснование.
Начинается эта тема еще раньше, в начале 11-й главы. Мы с вами сегодня читаем лишь с 8-го стиха (пропущенный отрывок будет прочитан нами позже), но не поленитесь, начните сейчас читать с начала 11-й главы, чтобы понять контекст.
8. Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9. и не муж создан для жены, но жена для мужа.
Эти слова в современном обществе звучат жестко, в каком-то смысле как проявление мужского шовинизма, попытка показать, что мужчина превыше женщины и это благословлено Богом, является замыслом Божиим. С одной стороны, представления той или иной культуры могут со временем меняться. Действительно, в наше время женщине очень трудно считать себя неравной с мужчиной; подчас женщина считает, что она лучше может справляться с какими-то жизненными трудностями, задачами. С другой стороны, мы с вами должны понимать, что все-таки определенная логика и промышление Божие о соотношении мужского и женского начала имеет место быть. Конечно, речь не о шовинизме, не о том, чтобы подавить женщину и лишить ее каких-то возможностей (скажем, в прежние времена женщина не могла получать образование, тем более высшее). Природа мужчины и природа женщины различаются: не в том плане, что кто-то лучше или хуже, но они разные, и в том, что в этом различии присутствует элемент иерархичности, нет ничего страшного. Апостол Павел и говорит об этой иерархичности. Он не говорит, как шовинист, что женщина хуже или ниже мужчины, не употребляет это сравнение, но говорит: Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа.
Вспомним книгу Бытия. Действительно, женщина была создана для мужчины как помощница, по крайней мере, так сказано во второй главе книги Бытия (в первой главе рассказ строится немного по-другому: Господь сотворил их, мужчину и женщину, одновременно как два начала человеческого рода). Мы с вами должны сказать, что в любой традиционной религии понятие об иерархичности, иерархическом устроении жизни, в том числе иерархическом взаимоотношении полов, прослеживается. Опять же, многие увидят причину в том, что мужчины в принципе доминировали, были писателями Священного Писания (Дух Святой их вдохновлял, но они писали, исходя из их каких-то особенностей, в том числе половой принадлежности). И все-таки, если посмотреть глубже, то на мой взгляд и на взгляд многих религиозных мыслителей (причем не только христианской традиции, а практически всех традиционных религий и культур), в позиции иерархичности есть своя внутренняя серьезная логика. Она говорит о том, что есть Господь как Высшая цель (мы уже немного об этом говорили), мужчина призван устремиться всей своей жизнью к этой Высшей цели, а женщина, всячески помогая в этом мужчине, призвана тем самым тоже двигаться к этой Высшей цели – к Богу.
Кто-то скажет: почему бы женщине не делать это самой, а именно через мужчину? Почему для мужчины она была создана? Здесь мы можем долго спорить, но мы знаем о некоторых особенностях мужской и женской природы. Так устроено и заложено в естестве, что мужчина (если он действительно мужчина, а не просто представитель мужского пола) всегда устремлен к чему-то, что находится за пределами биологической жизни; он всегда ищет какой-то высшей справедливости, высшей истины, он воин в широком смысле этого слова. А женщина всегда ближе к земле: ее интересует дом, домашний очаг, дети. Это не плохо, но это говорит о том, что мужчина и женщина по-разному мыслят. Все-таки мужчина в духовной жизни призван быть локомотивом, а женщина – быть тем, кто идет за ним, всячески ему помогает. В этой гармонии, даже в этой иерархичности (гармония и иерархичность не препятствуют друг другу) люди двигаются к Высшей цели – к Богу.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!