Читаем Апостол. 11 января. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде

11 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание Петра. Глава 2, ст. 21-25; глава 3, ст. 1-9.

 

2:21. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.

2:22. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.

2:23. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному.

2:24. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.

2:25. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.

3:1. Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были,

3:2. когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.

3:3. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде,

3:4. но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.

3:5. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям.

3:6. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.

3:7. Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.

3:8. Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры;

3:9. не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.

(1 Петр. 2, 21 – 3, 9)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами завершили чтение отрывков из Послания апостола Иакова. Мы не прочитали его полностью, но церковный календарь нас переносит к соборному Посланию апостола Петра. У апостола Иакова только одно послание, у Петра – два, еще есть три соборных послания Иоанна Богослова и одно апостола Иуды. Сегодня мы с вами обратились к тексту Первого соборного послания апостола Петра, правда, тоже не с начала, а с середины. Тем не менее мы находим здесь очень интересные, глубокие наставления.

Концовка второй главы посвящена тому, чтобы мы помнили о том, что призваны идти путем Иисуса Христа. В чем заключается это следование? Ибо вы к тому призваны (то есть призваны идти путем стойкости, быть готовым пострадать за свою верность Христу и за истину, если надо будет), потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших. Последний стих содержит цитату пророка Исаии (53, 4–6). Здесь мысль апостола Петра понятна, хорошо проиллюстрирована. Мы призваны идти по пути Иисуса Христа. Если нас злословят, если нас заставляют страдать, то как раз здесь проверяется наше христианство: ответим ли мы злословием, будем ли укорять наших обидчиков или не будем.

Читая некоторые жития святых, мы видим, что одни мученики благословляют своих мучителей, подобно Христу, а другие желают им зла, пророчат наказание или что-либо подобное. Конечно, нам нужно иметь в виду, что жития все-таки проходили определенную редакцию. Может быть, кто-то из авторов и редакторов тех или иных житийных описаний выражал свое негодование по поводу того, что мучители так издевались над мучениками, влагая в уста самих мучеников какие-то обличения, пожелания чего-то нехорошего. Мы с вами прекрасно понимаем, что сами мученики, будучи истинными христианами, ни в коем случае не могли поступать иначе, чем поступал Христос. А как Христос поступал на вершине Своих мучений, будучи на Кресте? Он молил Отца Небесного о том, чтобы Тот помиловал Его мучителей: «Прости их, Господи, они не знают, что делают». Вот критерий. Последователи Христа тоже следуют путем Самого Христа и имеют то же расположение, о чем здесь пишет апостол Петр.

3-я глава, по крайней мере, прочитанные нами стихи, посвящены отношениям мужчины и женщины, мужа и жены. Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Здесь имеется в виду, что те мужья, которые не покорились слову, не услышали слово Божие, не приняли его в свое сердце, не стали христианами, увидев чистое, богобоязненное житие своих жен, могут быть приобретаемы, то есть могут приходить ко Христу через жизнь своих жен, даже без каких-то убеждений с их стороны, серьезных богословских речей, диспутов.

Действительно, у женщины есть такое орудие: она может без слов, одной своей жизнью, своим отношением очень многое в мужчине изменить. Этого подчас не понимает современная женщина, воспитанная в эмансипированном духе, которая пытается наравне с мужчиной спорить, вести дискуссии, даже может получать для этого какие-то знания, образование. Это не плохо, что женщина может образовываться, но часто женщина забывает, что ее главный аргумент и способ что-то менять в мужчине – это кротость, чистое, тихое житие, внимательное, доброе отношение к мужчине. Когда начинаются такие дискуссии, что «щепки летят», то, конечно, эффект не достигается; эффект может быть только обратным: мужчина может озлобиться, закрыться, видя, что жена пытается разбить его в пух и прах. Блага, добра отношениям это не несет.

Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Какие красивые слова, практически поэзия! Апостол Петр писал это так давно, а мало что изменилось. Соломон был большей частью прав в том, что нет ничего принципиально нового под солнцем. Современная женщина тоже очень любит украсить себя плетением волос (сейчас столько возможностей для этого, салонов красоты), золотыми уборами, то есть красивыми одеждами, в том числе головными уборами, или нарядностью в одежде. Сейчас это целая индустрия. Культура потребления основывается на том, что женщины любят разнообразно, красиво одеваться, иногда чтобы прихвастнуть друг перед другом новым нарядом, даже этикетки сравнивают: где, кто, что купил. Одну и ту же вещь можно купить в разных магазинах за разные деньги, и важно не то, что одно от другого не отличается, а то, что если где-то вещь стоит в несколько раз дороже, значит человек, который там ее купил, выше по статусу и, как говорят в современном мире, «круче». К сожалению, женщин очень часто захлестывает это соревновательность.

Апостол Петр говорит, что вместо этого пусть будет сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа. Вот, дорогие женщины, где ваше главное орудие с точки зрения христианства: кроткий и молчаливый дух. Этим можно горы свернуть, можно многое поменять, на многое вдохновить мужчину, привнося в его жизнь эту кротость, молчаливость, нежность, теплоту. Если мы говорим про каких-то великих мужчин, подвигоположников, свершителей, то действительно, во многом фактором вдохновения, фактором того, что мужчина мог идти по жизни и совершать какие-то деяния, подвиги, блага, была женщина – кроткая, молчалива, любящая, заботливая. Конечно, мы не берем аскетов, которые всегда были одни по жизни, а говорим о людях семейных, рядом с которыми была женщина. И наоборот, бывает, что женщина не обладает качествами, о которых пишет апостол Петр, а ее больше интересует как раз внешнее плетение волос, золотые уборы, нарядность в одежде, и даже сам мужчина ее не очень интересует, разве что как источник приобретения всех этих вещей. Тогда ничем хорошим это не заканчивается, отношения заходят в тупик, и это может быть разрушительно как для женщины, так и для мужчины. Таким образом, Священное Писание содержит много прекрасных, глубоких и мудрых советов на все времена.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать