Читаем Апостол. 11 октября. Собою же не похвалюсь, разве только немощами моими

11 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Второе послание к Коринфянам. Глава 11, ст. 31–33; глава 12, ст. 1-9 

 

11:31. Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.

11:32. В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня;

11:33. и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.

12:1. Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.

12:2. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.

12:3. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает),

12:4. что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.

12:5. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.

12:6. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.

12:7. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.

12:8. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.

12:9. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

(2 Кор. 11, 31 – 12, 9)

 

Великолепный отрывок, дорогие братья и сестры! Кроме того, что он читается в данное воскресенье, также звучит он и в день празднования памяти святых апостолов Петра и Павла.

Здесь апостол Павел говорит о трудностях, которые он испытывал в деле проповеди слова Божия. Сколько он перенес изнурений, труда, бедствий, опасностей! Одиннадцатая глава заканчивается описанием одной из таких опасных для апостола Павла ситуаций. Когда он был в Дамаске, его разыскивал (как здесь сказано, стерег ) правитель царя Ареты. Он пытался поймать Павла, чтобы подвергнуть его мучениям. Мы помним из книги Деяний, что апостола Павла спустили в корзине из окна по стене, и тем самым он был спасен от своего мучителя.

В двенадцатой главе апостол говорит, что, несмотря на все немощи, которым он был подвержен, по милости Божией он был сподоблен видений и откровений духовных. Со второго стиха, как считают толкователи, апостол Павел пишет о себе, но в третьем лице, вероятно, из скромности, по смирению: Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. С Павлом произошло что-то, чего он сам не может объяснить. Он не мог понять, в теле он был или вне тела, но Господь поднял его до третьего неба. Мы знаем, что в то время существовало некое понятие, что небо делится на несколько уровней. Кто-то делил его на три уровня, кто-то – на семь (отсюда понятие о «седьмом небе»). Одним словом, апостол Павел был восхи́щен Богом до невероятных духовных высот.

И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. То есть апостолу Павлу было открыто что-то такое, что даже нельзя облечь в слова, невозможно описать тот опыт. Мы с вами уже говорили, что слова – это ограниченная реальность, договоренность людей о том, как называть те или иные предметы. Подчас более глубинная реальность ускользает, поэтому все поистине глубокое, подлинное, духовное – неизреченно.

Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. Апостол Павел разделяет себя на два человека: немощного, подверженного гонениям, трудностям и болезням и человека, который по милости Божией был восхищен до третьего неба. Он как будто говорит: я не похвалюсь собой как немощным человеком, а похвалюсь как человеком, которого Бог сподобил подняться в небесные обители.

Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. Апостол Павел хочет, чтобы коринфяне не судили о нем по его похвальбе, чтобы не подумали, что он просто хвастается, но делали выводы исходя из того, что они видели или слышали.

И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился . Здесь апостол Павел как мастер парадоксов соединяет две реальности, два состояния: с одной стороны, чрезвычайность откровений, полученных им при пребывании на третьем небе, но с другой стороны, чтобы он не превозносился этими откровениями, ему дано жало в плоть . По мнению толкователей, это жало – некая болезнь, которая иногда неожиданно наступала в резкой форме. Одни предполагают, что это эпилепсия, другие – что болезнь связана с глазами или это какая-то форма неврастении. Одним словом, Господь специально оставил апостолу Павлу напоминание о его немощи через эту болезнь.

Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Это завершение философского пассажа, в котором парадоксы объединяются в одном феномене, в одном немощном человеке – апостоле Павле. Считается, что апостол Павел был небольшого роста и не очень привлекательной внешности; само его имя в римском варианте Paulus означало «маленький, небольшого роста». И вот этот немощный Павел, который был постоянно подвержен избиениям, различным бедам, кораблекрушениям, надругательствам, тем не менее, может быть вместилищем силы Божией, может быть поднят до третьего неба по милости Бога. Потому Господь и отвечает Павлу: «Довольно для тебя благодати моей, Я и так даю тебе очень много благодати». Откровения, видения, внутренняя сила, с которой проповедует Павел, – все это, конечно, дар Божий. Господь говорит: Сила Моя (Божественная) заключается в немощи человеческой. Бог совершает великие дела, проявляет Свою силу через немощь человека, чтобы тот не возомнил, что делает это своими силами, но всегда помнил, что он немощный сосуд, через который совершается великая сила Божия. Потому апостол Павел, осознав этот парадокс - соединение в себе Бога и немощного человека, говорит: И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова .

Вот такой удивительный, вдохновенный отрывок, наполненный огромной внутренней силой.

Напоминаю о необходимости для на с с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать