Читаем Апостол. 11 ноября. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости

11 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Фессалоникийцам. Глава 4, ст. 1–12.

 

1. За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали,

2. ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса.

3. Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда;

4. чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести,

5. а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога;

6. чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь — мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали.

7. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.

8. Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго.

9. О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга,

10. ибо вы так и поступаете со всеми братиями по всей Македонии. Умоляем же вас, братия, более преуспевать

11. и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам;

12. чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались.

(1 Фес. 4, 1 – 12)

 

Первые три главы Первого послания к Фессалоникийцам, которые мы с вами уже прочитали, были посвящены в большей степени благодарению за адресата, Фессалоникийскую Церковь. Здесь начинается увещательная часть: апостол Павел говорит о тех проблемах, которые, несмотря на благополучность состояния Фессалоникийской Церкви, все-таки существовали и в ней.

За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали, ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса . Это как бы вводная часть: апостол Павел просит фессалоникийцев, чтобы они помнили о тех заповедях, которые апостолы передали им от Господа Иисуса Христа.

Дальше Павел конкретизирует те или иные заповеди. Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда . То есть первое, чему он посвящает свои увещания, – это тема блуда. Когда мы читали Послание к Коринфянам, то уже говорили об этом. Коринф – столица Римской провинции Ахаия, а Фессалоники – столица Македонии, то есть и тот, и другой были большими центрами языческой культуры. Коринф в большей степени был «славен» своей вольной, распущенной жизнью, но, конечно, как и в любом другом городе, в Фессалониках также процветали языческие обычаи, и изжить их моментально было не так просто.

Апостол Павел регулярно уделяет этой теме свое внимание. Он начинает с того, что воля Божия есть освящение ваше , то есть Бог желает, чтобы человек был святым. Мы знаем, что есть ветхозаветное понятие святости («отделенный, выделенный для Бога»), и есть понимание новозаветное: святой человек – это человек, освященный присутствием Духа Святого. Бог желает, чтобы мы стали сосудами Духа Святого. Мы помним, например, мысль преподобного Серафима Саровского, который в беседе с Мотовиловым сказал: «Цель христианской жизни – стяжание Духа Святого». Воля Божия есть освящение ваше , чтобы вы воздерживались от блуда . Действительно, языческая культура предполагала крайне вольное отношение к сфере пола, интимных отношений. Слово блуд и вообще явление блуда очень часто имели место даже в религиозной жизни язычников. Была так называемая «храмовая проституция», «храмовый блуд», посвященные прославлению, как считали язычники, определенных античных божеств.

Интересно рассмотреть и само слово блуд . Когда мы с вами занимаемся библеистикой, нам важно понимать, откуда происходит то или иное слово, по крайней мере, в том виде, в каком оно стоит в оригинальном тексте. Греческое слово πορνεία, которое переводится как «блуд», мы все, к сожалению, в той или иной степени знаем, оно у нас на слуху, от него происходят соответствующие слова, которые связаны со всяческими блудными проявлениями. Слово πορνεία происходит от греческого глагола, который переводится как «продавать себя». Возможно, это немного неожиданно для нас с вами, но блуд – это действительно какое-то беспорядочное ведение интимной жизни, беспорядочное отношение к своему полу.

Как любой грех, блуд начинается в помысле, в сознании человека. Когда человек вступает в интимные отношения с дополнительными целями, например с целью заработать денег или продвинуться по карьерной лестнице, либо делает это неосознанно, безответственно, такое отношение называется блудом. В свое время я очень удивился, столкнувшись с высказыванием одного из святых отцов: «Некоторый брак все равно что узаконенный блуд». Шокирующее выражение, но мы с вами должны понимать, что всегда нужно зреть в корень, пытаться докопаться до самых глубин человеческой жизни. Что имел в виду святой отец, изрекший эту фразу? Иногда люди и в брак вступают, следуя каким-то дополнительным целям. То есть, по сути, их совместное сожительство основано не на любви, не на взаимной ответственности и заботе, а на каких-то дополнительных целях и выгодах. Получается, что такой брак, действительно, приобретает некоторый статус узаконенного блуда.

Чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести. Соблюдать свой сосуд – деликатное выражение, которое обозначает, что мужчина должен уметь соблюдать свою жену в святости и чести, то есть делать так, чтобы взаимоотношения с женой были верными, устойчивыми и, соответственно, никаким образом не подвергались распаду и проникновению в этот союз третьего человека.

А не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога . Мы об этом говорили: язычники, не знающие истинного Бога, очень вольно, похотливо, распущенно относились к своей жизни.

Чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь — мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Скорее всего, речь идет также об интимных отношениях: чтобы никто не покушался на жену своего брата. Именно об этом словами законно и корыстолюбиво говорит апостол, ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.

В 9-м стихе апостол Павел переходит к теме братолюбия. Это слово по-гречески звучит очень интересно: «филадельфи́я». Мы знаем, что не один город в мире называется именно так. Павел пишет, что как раз в этом отношении Церковь Фессалоникийская преуспела, поэтому об этом нет нужды писать к вам . Братолюбие конкретно выражалось в денежном вспомоществовании, пожертвованиях, которые фессалоникийцы действительно активно и постоянно делали в первую очередь в пользу Иерусалимской Церкви, а также в пользу самого апостола Павла и других проповедников.

11-й и 12-й стихи посвящены тому, что некоторые христиане, считая, что День Господень уже близок и скоро придет Христос, не видели необходимости работать, трудиться, а просто ждали Его пришествия. Нередко такие христиане выглядели маргинально, асоциально и вызывали нарекания, поэтому Павел говорит: и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались . То есть нужно было делать это, чтобы не побираться, не быть обузой для внешних.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать