Читаем Апостол. 11 марта. Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну

11 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Читается Откровение Иоанна Богослова.

 

Сегодня пятница сырной недели, и чтобы не прерывать общения в те дни, когда по уставу Церкви не полагаются новозаветные чтения (среда и пятница сырной недели, будние дни Великого поста), мы с вами посвятим время изучению самой таинственной и одной из самых интересных новозаветных книг. Это последняя книга Нового Завета, которая никогда не звучит за богослужением в Православной Церкви, – Апокалипсис (по-гречески) или Откровение (по-славянски) апостола Иоанна Богослова.

Мы с вами уже говорили об этой книге, что она очень интересна и мало изучена. Мы будем делать лишь робкие шаги в ее изучении, потому что для того, чтобы понять эту книгу, наверное, ее нужно полностью прочитать не один и не два раза, а не один десяток раз, тем более что мы не имеем большого количества толкований. Напомню, что в первую очередь мы с вами будем опираться на вышедшую в 2015 году книгу выдающегося библеиста Русской Православной Церкви архимандрита Ианнуария (Ивлиева) «И увидел я новое небо и новую землю. Комментарий к Апокалипсису». Если кто-то имеет возможность ее приобрести или взять почитать, обязательно сделайте это, поскольку там все описано гораздо подробнее, чем мы с вами сможем и успеем охватить.

Во-первых, надо сказать о самом надписании книги Откровение святого Иоанна Богослова. Она так называется потому, что автором этой книги традиционно считается апостол и евангелист Иоанн Богослов. Этот человек также является автором четвертого Евангелия и трех соборных посланий. Считается, что Апокалипсис был написан Иоанном Богословом уже ближе к концу его жизни, в начале II века, на острове Патмос, о чем он здесь тоже упоминает. Во время гонения в 90-х годах, случившегося при императоре Домициане, апостол Иоанн был сослан на этот остров, а до этого, по преданию, жил в городе Ефесе, фактической столице провинции Асия. Апокалипсис как раз адресуется церквям Асии.

Однако если мы начнем читать текст, то увидим, что здесь написано: Откровение Иисуса Христа. Получается некое несоответствие. Действительно, по одной из традиций книги назывались по первым словам в тексте. Название книги Бытия по-еврейски звучит как «Берешит», то есть «В начале», по первым словам в ней. Но если мы возьмем греческое название «Генезис», которое потом перешло и в славянский язык как «Бытие», то это уже не первые слова, а суть того, что в этой книге изложено. Так и здесь: по сути это Откровение Иисуса Христа, как и написано в 1-м стихе, но поскольку автором является Иоанн Богослов (так считают практически все толкователи), то в оглавлении так и обозначили: Откровение святого Иоанна Богослова.

На самом деле, речь идет о том откровении, которое Иисус Христос передает Иоанну Богослову. Если мы начнем читать, то увидим целую цепочку откровений.

1:1. Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну,

1:2. который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел.

То есть Бог дает откровение Иисусу Христу, Иисус Христос через Своего ангела дает это откровение Иоанну Богослову, а Иоанн Богослов – рабам Божиим, то есть всем нам, христианам.

Мы с вами говорили о том, что эта книга является многожанровой, и в этом отношении нам нужно сразу хотя бы приблизительно определиться с тем, признаки каких жанров мы здесь находим. От этого, как мы говорили, зависит правильное понимание содержания той или иной книги. Поскольку сама книга начинается со слова Откровение (Апокалипсис), то это и является одним из жанров этой книги. Апокалипсический жанр был распространен и в ветхозаветные, и в новозаветные времена, ведь кроме Апокалипсиса Иоанна Богослова существовали другие апокалипсисы, которые не вошли в новозаветный канон. Хотя, напомню, что и Апокалипсис Иоанна Богослова на Востоке достаточно долго не был общепризнанной книгой Нового Завета.

Что значит слово апокалипсис? Это откровение или открытие того, что было занавешено, закрыто. Корень слова апокалипсис переводится как «занавеска», а приставка апо - означает от-, то есть это «отзанавешивание», открытие. И это открытие всегда связано в чем-то, что будет происходить за пределами существования этого мира. Апокалипсис всегда эсхатологичен. Слово эсхатон с греческого языка переводится как «конец, край, предел», соответственно, эсхатология – некое учение об этом пределе, о временах, которые будут предшествовать концу мира. Апокалипсис всегда рассказывает о потусторонних понятиях по отношению к этому миру, о том, что будет происходить за пределами существования этого тварного мира, в котором мы живем сейчас.

В 3-м стихе обозначен еще один жанр: Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко. Здесь мы видим слово пророчество. Оказывается, эта книга является не только апокалипсисом, но и пророчеством. Напомню, что истинное понимание пророчества в библейском контексте заключается вовсе не в способности предсказывать. Пророк не прорицатель, само слово пророк означает «возвещающий, тот, через которого говорит Бог», то есть он возвещает волю Божию о том, что в данный момент происходит. Ветхозаветные пророки всегда говорили о настоящем моменте: обличали, увещевали, утешали.

Пророки могли от Лица Бога предлагать разные варианты развития событий. Например, говорили: «Так говорит Господь», по-славянски «Тако глаголет Господь». Часто Бог говорит: «Я предлагаю тебе путь жизни и путь смерти. Если ты сделаешь так – будет так, если сделаешь иначе – будет иначе». В этом смысле пророк мог дать человеку посыл на будущее, но все-таки свобода выбора оставалась за самим человеком. Действительно невозможно предсказать, как человек поступит, именно в силу того, что он свободен. Можно предложить человеку вариант развития событий, путь выполнения воли Божией или путь противления ей, и этим как раз занимались пророки. То есть здесь, в книге Откровение, Иоанн выступает как пророк и говорит о конкретных реалиях, в которых пребывает он и Церковь, выражая волю Божию о Церкви и том мире, который ее окружает, то есть языческом и мире Римской империи.

Также мы видим здесь элемент жанра, к которому привыкли, – послание.

1:4. Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его,

1:5. и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею

1:6. и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.

Здесь есть традиционный прескриптум: Иоанн (кто) семи церквам, находящимся в Асии (кому): благодать вам и мир… (благопожелание).

В книге отца Ианнуария жанр сформулирован так: «Апокалипсис – это апокалиптическое пророчество в форме окружного послания». Вот такой интересный, многогранный жанр.

Уже в первых стихах мы видим еще одну грань этой книги – литургическую. Здесь показана литургическая практика какой-то церкви, потому что эти стихи могут быть разбиты, условно говоря, по ролям. Например, когда в церкви читается «Апостол», священник говорит: «Мир всем», диакон: «Вонмем премудрость», чтец читает прокимен, хор его повторяет, а потом чтец читает сам «Апостол». Элементы этих литургических мотивов мы видим и здесь, но об этом мы поговорим уже в следующей беседе, посвященной Апокалипсису.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать