Читаем Апостол. 11 июня. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем

11 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 20, ст. 7–12.

 

7. В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.

8. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.

9. Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.

10. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем.

11. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел.

12. Между тем отрока привели живого, и немало утешились.

(Деян. 20, 7–12)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами продолжаем путешествовать вместе с апостолами, в данном случае с апостолом Павлом и его спутниками. Мы сталкиваемся с христианами в различных областях, где уже было проповедано слово Божие и апостол Павел проходил и утверждал только что состоявшихся христиан в истинах христианской веры.

Мы уже обращали внимание на то, что, к сожалению, мы читаем книгу Деяний святых апостолов, как и иные тексты, не подряд, а иногда с разрывом. Поэтому, если мы читаем отрывки так, как написано в церковном календаре, то иногда перемещаемся из одной точки в другую не плавно, а скачками. В прошлый раз мы читали 19-ю главу, и там речь шла об Эфесе, столице провинции Асия. Полностью 19-ю главу мы не прочитали, хотя там был очень интересный рассказ о том, как состоялся мятеж. Некто серебреник именем Димитрий делал серебряные храмы Артемиды (небольшие макеты), то есть занимался «бизнесом» на религиозную тематику. Он поднял восстание против Павла, который учил вере в Иисуса Христа, и благодаря этому многие люди переставали верить в языческих богов, в частности, в Артемиду, поэтому доход уходил от Димитрия и прочих его коллег. Обо всем этом написано в 19-й главе, поэтому всем вам, братья и сестры, рекомендую читать подряд все, что написано в книгах Нового Завета, в особенности в книге Деяний, поскольку здесь апостолы последовательно перемещаются из одного города в другой и в каждом городе происходит что-то интересное, необычное. Чтобы уловить всю эту последовательность, надо читать главу за главой, стих за стихом, невзирая на то, что в календаре есть такие разрывы и скачки.

20-я глава говорит о том, как Павел перемещается, уходя из Эфеса. Он вышел и пошел в Македонию (Деян. 20, 1). Далее про спутников Павла сказано, что они, пойдя вперед, ожидали нас в Троаде. А мы, после дней опресночных, отплыли из Филипп и дней в пять прибыли к ним в Троаду, где пробыли семь дней. (Деян. 20, 5–6). 6-й стих предшествует началу сегодняшнего отрывка, то есть описываемое сегодня действие происходит в Троаде. Этот город уже упоминался, когда апостол Павел впервые отправился из Малой Азии на европейский континент, а именно в Македонию: сначала в Филиппы, потом в Фессалонику. Он отправился в это путешествие из Троады, где ему было виде́ние о том, что некий житель провинции Македония обратился к Павлу, чтобы он пришел к ним и возвестил спасительное слово Божие.

Мы должны обратить внимание на то, что до какого-то момента автор книги Деяний пишет про всех персонажей в третьем лице (будь то апостолы в Иерусалиме или апостол Павел), а с какого-то момента повествование начинает вестись от первого лица множественного числа: …ожидали нас в Троаде. А мы, после дней опресночных, отплыли из Филипп… То есть автор начинает говорить и о себе тоже. Это свидетельствует о том, что автор книги Деяний – апостол Лука в какой-то момент присоединился к Павлу и писал о нем, его спутниках и о себе в первом лице множественного числа.

И вот в Троаде происходит то, о чем мы с вами читали сегодня. В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. Первый день недели был традиционным днем, когда собирались христиане. Но нужно понимать, что был немного разный отсчет по-еврейски и по-римски: если евреи отсчитывали день с вечера (даже книга Бытия, повествуя о творении, говорит: «И был вечер, и было утро»), то по-римски день было принято считать с рассвета, с утра, как и у нас сейчас. Поэтому трудно сказать, какой это был день: вечер субботы или вечер воскресенья. В любом случае, первый день недели назывался «день Господень», и такое название осталось в некоторых языках, скажем, в греческом языке этот день звучит как «день Господень», «день воскресный».

Христиане собрались для преломления хлеба и для того чтобы послушать апостолов. Это были первые «евхаристии», прообраз той Евхаристии, которую мы имеем сейчас более оформленной и развитой по своему чинопоследованию. Люди собирались, читали Ветхий Завет, потому что тогда Священным Писанием для христиан были именно книги Ветхого Завета (новозаветного канона еще не было, были только отдельные послания, какие-то высказывания Господа, записанные кем-то, устные рассказы, проповедь апостолов, как в данном случае апостола Павла), и происходило собственно преломление хлеба. Павел беседует долго, до полуночи.

В горнице, где мы (опять мы, первое лицо во множественном числе) собрались, было довольно светильников. Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.

Действительно, не все слушатели были готовы так долго воспринимать проповедь Павла. Некий юноша Евтих заснул и, сонный, упал с третьего жилья (третьего этажа). Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Павел сказал, что все будет хорошо и не допустит Бог, чтобы человек, слышавший слово Божие, проповедь о Христе, так внезапно и, можно даже сказать, бессмысленно погиб. Поэтому Павел спокойно идет преломлять хлеб и беседует довольно, даже до рассвета. А юноша оказывается живым, о чем мы узнаем из 12-го стиха.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать