Читаем Апостол. 11 февраля. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?

11 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание Иакова. Глава 4, ст. 7–17; глава 5, ст. 1–9.

 

4:7. Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.

4:8. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные.

4:9. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль.

4:10. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас.

4:11. Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.

4:12. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?

4:13. Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»;

4:14. вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.

4:15. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», —

4:16. вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.

4:17. Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.

5:1. Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.

5:2. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.

5:3. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни.

5:4. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.

5:5. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания.

5:6. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам.

5:7. Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний.

5:8. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается.

5:9. Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей.

(Иак. 4, 7 – 5, 9)

 

Дорогие братья и сестры, сегодня мы прочитали достаточно длинный отрывок. Конечно, у нас не хватит времени поговорить обо всех темах, которые здесь поднял апостол Иаков, тем не менее постараемся отметить важные моменты.

Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Важно отметить, что апостол призывает приблизиться к Богу – и тогда Бог приблизится к тем людям, к которым Иаков обращает свое наставление. Бог всегда находится близко к человеку, Он никогда не прячется, всегда рядом и деликатно, как сказано в Апокалипсисе, «стучится в сердце человека», предлагая личные отношения, чтобы человек услышал волю Божию о себе. Единственной причиной, по которой человек не слышит Бога, не идет с Ним по жизни, является только то, что человек сам лишает себя этого общения, сам не приближается к Богу. Как мы знаем, в христианстве есть понятие синергии: Бог делает свою часть работы – приближается к человеку, объективно Он уже даровал человеку спасение через Иисуса Христа, но человеку нужно со своей стороны выйти навстречу, чтобы использовать плоды этого спасения. Без некоторой воли человека, без его усилий, без попытки открыть глаза и увидеть любовь Божию плоды спасения не будут доступны человеку.

Призыв очистите руки, грешники может быть связан с практикой ритуальных омовений. Сами руки, как и любые другие части тела и органы чувств, не являются источником греха, но, умывая руки, человек символически очищал себя от греха. Практика таких ритуальных омовений рук и вообще всего тела существовала во многих религиозных традициях.

Исправьте сердца, двоедушные . С точки зрения христианской антропологии и аскетики сердце – это не то, что называют сердцем в анатомии, то есть орган, который гоняет кровь по человеческому организму; сердце – это сердцевина или центр человеческого бытия. Бог всегда общается с человеком через сердце. Об этом мы с вами говорили не один раз и вспоминали святоотеческие высказывания на эту тему.

Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас. Речь не о том, что христианин в принципе должен быть плачущим, рыдающим, печальным, грустным. Мы знаем, что в Евангелии Господь призывает нас всегда радоваться. Апостол Павел неоднократно говорил о том, что христианство – это радость; взять хотя бы его знаменитое наставление в Первом послании к Фессалоникийцам, где он говорит «Всегда радуйтесь». Тема радости имеет огромную роль в Послании к Филиппийцам. Апостол Иаков говорит о том, что если человек живет неосмысленно, неглубоко, если он пытается пустоту своей жизни заполнить какой-то суррогатной мнимой радостью и развлечениями, то для начала, чтобы «встряхнуться», ему необходимо увидеть себя и свою жизнь – ненастоящую, призрачную, неглубокую, и, может быть, оплакать ее. В такой момент смех, конечно, обращается в плач, и радость – в печаль. Это происходит именно в момент обращения, покаяния, когда человек решает изменить свою жизнь, оставить старое в прошлом. Потом, по мере приближения ко Христу, Богу человек наполняется радостью в Господе, потому что радость, как мы помним, один из плодов Святого Духа. Христианин – это ни в коем случае не грустный, постоянно плачущий и ноющий человек, наоборот, это человек, знающий, что радость в Господе и любовь Господня превыше всего, что нет ничего более ценного в этом мире, чем плоды Духа Святого, в первую очередь любовь, радость и мир.

Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого? Очень важные слова, дорогие братья и сестры, которые нас обращают к заповеди Господа относительно того, что человек не имеет права судить, произносить окончательное суждение. Не мы законодатели, не мы судьи, а Законодатель и Судья – один Господь, поэтому нам нужно быть очень аккуратными в произнесении тех или иных суждений. Нам иногда очень хочется в ревности о православии, православной этике и морали кого-то осудить, на кого-то повесить ярлык, иногда даже поставить на ком-то крест, и мы думаем, что имеем на это право. Но апостол Иаков нас отрезвляет, говоря, что каждый человек может глядеть только внутрь своего сердца, смотреть только на свой путь, а другого человека, даже если его дорога кажется нам неправильной, будет судить только Сам Бог. Нам кажется, что происходит что-то неправильное, но мы же не знаем всего пути человека, может быть, это этап, который сейчас необходим в его жизни. Сегодняшняя блудница Мария египетская завтра может стать преподобной Марией Египетской, сегодняшний гонитель Савл завтра может стать великим апостолом Павлом. Бывает и наоборот, когда человек падает с какой-то высоты, поэтому не наше дело произносить суд.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать