Читаем Апостол. 11 декабря. Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть

11 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Титу. Глава 1, ст. 15–16; глава 2, ст. 1-10. 

 

1:15. Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.

1:16. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.

2:1. Ты же говори то, что сообразно с здравым учением.

2:2. чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;

2:3. чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;

2:4. чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,

2:5. быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.

2:6. Юношей также увещевай быть целомудренными.

2:7. Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,

2:8. слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.

2:9. Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,

2:10. не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.

(Тит. 1, 15 – 2, 10)

 

Дорогие братья и сестры, сегодняшний отрывок начинается с 15-го и 16-го стихов 1-й главы, которые мы с вами уже читали: ими заканчивался отрывок в предыдущей беседе. Хочется еще раз обратить на них внимание, особенно на 15-й стих, потому что это своего рода лозунг христианского мировосприятия.

Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. Это принципиально важная позиция, о чем мы уже говорили в прошлой беседе. Действительно, Христос принес духовно-революционное миропонимание. До вести о том, что Господь наш Отец любит каждого человека, не взирая на то, кто он по национальности и социальному статусу, весь древний мир жил в категориях племенного мышления: свои – хорошие, не свои – автоматически плохие; есть что-то священное – есть что-то профанное, бытовое. Весь мир делился на «черное» и «белое». И в наше время, к сожалению, несмотря на то, что христианство уже две тысячи лет присутствует в мире, мы не до конца преодолели эту раздробленность мышления. Если мы глубоко коснемся той истины, которую принес Христос, то увидим: она заключается в том, что для чистого все чисто. Оказывается, в мире нет ничего самого по себе чистого или нечистого, хорошего или плохого, доброго или злого.

В Послании к Римлянам апостол Павел говорит об этом же. В сегодняшнем чтении фраза звучит как для чистых все чисто , а в Послании к Римлянам Павел говорит так: «Нет ничего самого по себе нечистого, а только если кто-то почитает это нечистым». Вся «грязь» исходит от ума и совести. С точки зрения аскетического учения православия, ум – око души, некое зеркало, которое отражает внутреннюю реальность человека, а также реальность внешнюю. Если на этом «зеркале» не скапливается слишком много «пыли», тогда оно отражает все чисто. Если «пыли» и «мусора» на «зеркале» избыточно, то оно неизбежно будет давать искажение. Поэтому задача духовной практики христианина в том, чтобы постоянно протирать это «зеркало», очищать его от «пыли», чтобы оно не порождало искаженного изображения. То, что отражается, само по себе нейтрально, тем более что Господь все создал благим. Если не брать мир падших духов, а только земной срез бытия, то единственная дверь, через которую входит нечистота в этот мир, – ум человеческий, который имеет способность искажать действительность.

Эта мысль по-своему революционна и, к сожалению, не до конца прочувствована даже самими христианами. Мы, подобно ветхим людям, часто пытаемся поделить все в этом мире на «черное» и «белое», на чистое и нечистое. То, что касается православия, например, близких нам по духу людей, сакральные предметы, мы считаем чистыми, достойными, благими. А то, что вне этого – вещи и люди другого качества. Мы пытаемся прикоснуться к святым местам, к особенным сакральным святыням, связанным с православными подвижниками, и это понятно: человек тянется к чему-то возвышенному, к чему-то светлому. Однако надо помнить, что все остальное кажется нам не таким возвышенным и святым только потому, что у нас самих недостаточно чистое сознание, недостаточно чистый ум. По большому счету, деревья, которые растут в нашем дворе, так же пронизаны Божественной энергией, сотворены Богом и не являются нечистыми по сравнению с деревьями, растущими где-нибудь в святом месте, кору которых мы берем домой как святыню. Или вода: воду из какой-то реки мы не считаем святой, а воду из другого водоема считаем священной. Почему так? Опять же, во многом потому, что мы не готовы видеть весь мир пронизанным Божественной энергией. Для нас с вами все еще существует разделение мира на чистое и нечистое, и мы не можем увидеть мир в его совокупности, во всем его разнообразии, как что-то святое, пронизанное везде присутствующей благодатью Святого Духа. Это отношение к миру, которое имели святые люди, почитаемые нами за образец христианского жития, делало и пространство вокруг них святым. Они могли видеть святым все, что их окружает; их чистый, прозрачный ум создавал ощущение того, что именно рядом с ними светло, рядом с ними благодать Божия.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать