Читаем Апостол. 11 апреля. Не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее

11 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Читается Откровение Иоанна Богослова.

 

Сегодня понедельник пятой седмицы Великого поста, и мы с вами, как и договаривались, в будние дни великопостного периода читаем и размышляем над последней (согласно оглавлению) книгой Нового Завета – Апокалипсисом Иоанна Богослова. Напомню, это связано с тем, что в будние дни Великого поста Святая Церковь не читает во время богослужений отрывки из Нового Завета: Евангелия и Апостола.

Мы с вами остановились на 5-й главе. Мы движемся не очень быстро, поскольку книга очень непростая, малоизученная, богатая различными образами и ссылками на Ветхий Завет (и не только из него черпает свои образы Иоанн Богослов), поэтому очень важно где-то остановиться. Сколько успеем – столько успеем, мы с вами жестко не ограничены. Конечно, хотелось бы поговорить обо всей книге, но по крайней мере постараемся уловить главную мысль этого прекрасного произведения Нового Завета.

Мы закончили чтение посланий семи церквям Римской провинции Асия. В 5-й главе Иоанн Богослов описывает новое виде́ние:

1. И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями.

2. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?

3. И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее.

4. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее.

5. И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее.

6. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.

7. И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле.

(Откр. 5, 1 – 7)

 

Как правило, когда Иоанн Богослов говорит о новом виде́нии, он начинает основной текст фразой И видел . Мы помним, что Сидящий на престоле – одно из наименований Бога в Апокалипсисе. Оно достаточно апофатично. Напомню, апофатичное богословие не говорит о Боге, Какой Он есть, а говорит, каким Он не является, или же используются какие-то образы, позволяющие оставлять за Богом некую таинственность, недоступность, недостижимость, непознаваемость. В данном случае Иоанн Богослов допускает антропоморфизм, то есть в некотором смысле нарушает апофатическую тенденцию, а именно говорит, что у Сидящего на престоле есть десница, то есть «правая рука» по-славянски (левая рука – шуица). Антропоморфизм (от греческого άνθρωπος – человек, μορφή – форма) – человекоподобное описание Бога. Конечно, мы понимаем, что Бог, Сидящий на престоле совсем в другом измерении, не имеет земного тела: ни десницы, ни шуицы, ни других частей тела; все это лишь антропоморфизмы, символы, метафоры, а не точное описание того, как выглядит Бог.

В деснице Сидящего на престоле Иоанн Богослов увидел книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями . Книга в древности – это не то же самое, что наша книга. У нас книги напечатаны, разбиты по страницам, скреплены. В древности книгой был свиток. Для того чтобы его транспортировать и передавать, свиток сворачивался (как мы сейчас сворачиваем афиши и календари при перенесении) и скреплялся печатями, чтобы именно адресат раскрыл этот свиток и прочитал его содержание. Здесь сказано, что книга скреплена семью печатями и написана внутри и отвне . Это говорит о том, что содержание этой книги величественное, большое и серьезное, потому что обычно писали только с одной стороны свитка. Кстати, для свитков использовали в первую очередь папирусную бумагу.

2. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?

3. И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее.

4. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее.

5. И один из старцев сказал мне…

Напомню, что вокруг престола находились двадцать четыре старца. Старец – перевод греческого слова πρεσβύτερος (пресвитерос), которое на самом деле означает «старейшина», то есть это не обязательно великовозрастный человек, а тот, которому доверили управление общиной, церковью, обладающий авторитетом. Слово πρεσβύτερος (пресвитерос) переводится на латинский язык как «сенатор». Получается, что Господь сидит на престоле, а вокруг него двадцать четыре старца, пресвитера, сенатора, то есть это образ какого-то Небесного Сената. Это очень красивый и понятный для людей того времени образ, поскольку в Римской империи тоже был свой сенат. Были императоры, которые слушали своих сенаторов, и были те, кто не слушали, а физически уничтожали сенаторов, которые им перечили. В Небесном Сенате старцы в первую очередь воздают хвалу и славу Сидящему на престоле Богу; они там не для того, чтобы что-то советовать Ему, помогать в управлении, поскольку Бог Всеведущий, Всезнающий, Всемудрый и Сам знает, как это делать.

Один из этих старцев подсказывает: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. Львом от колена Иудина часто назывался Мессия или, как Он именуется в книге Апокалипсис, Агнец. Лев – это символ царственности, а от колена Иудина (Иуда – четвертый сын Иакова) согласно ветхозаветному пророчеству должен был произойти Мессия.

6. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.

7. И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле.

Очень важный момент, братья и сестры. Мы видим, что Агнец Христос есть Тот, кто достоин раскрыть книгу, в которой содержится откровение замысла Божьего. Этот замысел распространяется на последние времена существования этого мира и на то, что будет после прихода мира к своему концу. Только Христос, Который победил смерть и грех, может раскрыть эту книгу.

Здесь есть интересный момент: Иоанн Богослов слышит, что книгу достоин раскрыть лев от колена Иудина, царственное животное, которое сокрушает своих врагов и которому нет равных, а видит Агнца, ягненка, без ропота идущего на заклание. То есть он слышит ветхозаветное пророчество и представление о Мессии, а видит новозаветное исполнение этого пророчества. Если Ветхий Завет видел в Мессии грозного царя, сокрушающего врагов направо и налево, оставляя лишь иудеев царствовать с Собой, то на самом деле Мессия пришел в образе Агнца, пострадал, причем не только за иудеев, но и за весь мир. Следовательно Мессия пришел не сокрушать врагов богоизбранного иудейского народа, а через Свою жертву, подвиг, победу спасти не только богоизбранный народ, но и для всех раскрыть дверь спасения.

Вот какая огромная разница между узко национальным пониманием роли Мессии у иудеев, в Ветхом Завете и универсального, широкого предназначения Христа в Завете Новом. Если мы не понимаем этой разницы (а книга Апокалипсис вплотную подводит нас к данной мысли), то по мировосприятию мы остаемся на ветхозаветном уровне. Если нам хочется, чтобы нас, избранных, Бог собрал вместе, защитил, утешил, а всех остальных уничтожил – это по-ветхозаветному. А по-новозаветному мы стремимся, чтобы большее и большее количество людей узнало о Христе, восприняло Его, присоединилось к новому народу Божию, Церкви Христовой, царствовало вместе со Христом, то есть оказалось бы спасенным. Христос за каждого человека – за язычника, за иудея, за большого грешника и меньшего грешника (поскольку абсолютных праведников нет) – пролил Свою Кровь, поэтому каждого Он призвал к спасению.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать