Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Первое Галатам. Глава 1, ст. 11–19.
11. Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12. ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13. Вы слышали о моем прежнемобразе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14. и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16. открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17. и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
(Гал. 1, 11 – 19)
Этот отрывок, дорогие братья и сестры, нас возвращает к самому началу Послания апостола Павла к Галатам. Как-то мы уже комментировали этот отрывок, но сегодня он предлагается Святой Церковью потому, что нынешнее воскресенье в церковном календаре носит название Недели по Рождестве Христовом. Есть несколько праздников, когда предшествующие и последующие им воскресенья особым образом отмечены в церковном календаре. Это воскресенья (или по-славянски «неделя») перед Рождеством и после Рождества, перед Богоявлением (то есть Крещением, праздником, который тоже скоро наступит) и после Богоявления, а также недели перед и после праздника Воздвижения в сентябре.
Кроме того, что этот день носит название Неделя по Рождестве Христовом, в него вспоминаются библейские персонажи, так или иначе связанные с праздником Рождества Христова: Иосиф Обручник, «отец по плоти» Иисуса Христа, царь Давид, пророк, который более других предрекал пришествие Христово, и Иаков, брат Господень, апостол и, как считается, первый иерусалимский епископ. Часто апостольские и даже евангельские отрывки подбираются не только исходя из содержания и смысла отрывка, но и в связи с упоминанием в нем того или иного человека. Здесь в самом последнем стихе упоминается апостол Иаков, брат Господень.
Мы с вами неоднократно говорили, что апостол Павел стремился утвердить свой апостольский авторитет, в особенности перед коринфянами и галатами. Так сложилось, что в этих двух церквях особенно опровергали авторитет апостола Павла, и одним из аргументов являлось то, что сам апостол Павел не слышал Христовой проповеди при жизни Иисуса Христа, не встречался с Ним. На это апостол Павел в первую очередь говорит в этом отрывке, что он действительно был гонителем. Когда Иисус Христос был жив, Павел, наверное, еще учился (по преданию, у великого еврейского учителя Гамалиила), а когда христианство стало распространяться, он ревностно гнал Церковь: Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. Действительно, так было с Павлом, и если исходить из его прошлого, то могут возникнуть вопросы и сомнения. Многие люди с трудом верят в то, что человек может измениться, да еще так радикально, но апостол Павел настаивает, что это изменение произошло по воле Бога. Эта встреча с Христом не предполагалась ни самим Павлом, ни людьми, окружавшими его, ни самими христианами, которые тоже с опаской относились к Павлу: человек гнал Церковь и вдруг стал апостолом, нет ли здесь какого-то подвоха?
Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Здесь апостол Павел упоминает о событиях, которые последовали за его встречей с Иисусом Христом на дороге в Дамаск. Он пишет, что не пошел сразу же в Иерусалим к апостолам, которые там были, авторитетнейшим, как он назовет их чуть ниже по тексту, но пошел в Аравию. Может быть, там он осмыслял то, что с ним произошло, а потом возвратился в Дамаск, где уже бывал после встречи с Христом. Мы помним, что он ослеп после встречи с Христом, а в результате Крещения прозрел.
Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. По большому счету, знакомство Петра и Павла состоялось в Иерусалиме через достаточно долгое время после получения Павлом откровения, что Бог избрал Павла благовествовать язычникам.
Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня. Апостол Павел подчеркивает, что ему не нужно было собрание всех апостолов, консилиум, чтобы они признали его апостольский авторитет. Гарантией его является встреча с Самим Господом Иисусом Христом и откровение воли Божией, что Павлу надлежит проповедовать среди язычников. Поэтому его встреча с апостолами Петром и Иаковом была встречей, беседой, знакомством людей, равных друг другу по статусу.
Исходя из дальнейшего текста Послания апостола Павла к Галатам (в первую очередь первой половины 2-й главы) видно, что у Павла произошел конфликт с апостолом Петром, с которым он познакомился спустя три года со дня своего обращения ко Христу, и конфликт с людьми от Иакова, которые пришли посмотреть, как апостол Павел ведет себя с христианами из язычников. Павел всем своим сердцем радел о том, чтобы не было стены между христианами из иудеев и христианами из язычников. Апостолы Петр и Иаков были главами Иерусалимской церкви и, наверное, не были еще до конца готовы сделать шаг вперед и всем своим существом признать равноценность христиан, пришедших ко Христу из язычников, и тех, кто пришел из иудаизма, из веры в Единого Бога, которая была у людей Ветхого Завета. Поэтому, несмотря на их знакомство и общение, некоторый конфликт был неизбежен. Мыслить так широко и глобально, как Павел, другим апостолам, наверное, было сложно. Недаром апостола Павла мы почитаем как величайшего раннехристианского миссионера, который со своими споспешниками вывел христианство за рамки иудаизма и перевел христианскую весть на языческую почву. Это, конечно, способствовало глобальному распространению христианства, включению в христианскую семью множества языческих народов. За это мы благодарим апостола Павла и низко кланяемся ему, поскольку русские люди тоже христиане из бывших язычников.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 28 апреля 2024
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!