Читаем Апостол. 10 января. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее

10 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое Галатам. Глава 1, ст. 11–19.

 

11. Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,

12. ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.

13. Вы слышали о моем прежнемобразе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,

14. и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.

15. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил

16. открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,

17. и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.

18. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.

19. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

(Гал. 1, 11 – 19)

 

Этот отрывок, дорогие братья и сестры, нас возвращает к самому началу Послания апостола Павла к Галатам. Как-то мы уже комментировали этот отрывок, но сегодня он предлагается Святой Церковью потому, что нынешнее воскресенье в церковном календаре носит название Недели по Рождестве Христовом. Есть несколько праздников, когда предшествующие и последующие им воскресенья особым образом отмечены в церковном календаре. Это воскресенья (или по-славянски «неделя») перед Рождеством и после Рождества, перед Богоявлением (то есть Крещением, праздником, который тоже скоро наступит) и после Богоявления, а также недели перед и после праздника Воздвижения в сентябре.

Кроме того, что этот день носит название Неделя по Рождестве Христовом, в него вспоминаются библейские персонажи, так или иначе связанные с праздником Рождества Христова: Иосиф Обручник, «отец по плоти» Иисуса Христа, царь Давид, пророк, который более других предрекал пришествие Христово, и Иаков, брат Господень, апостол и, как считается, первый иерусалимский епископ. Часто апостольские и даже евангельские отрывки подбираются не только исходя из содержания и смысла отрывка, но и в связи с упоминанием в нем того или иного человека. Здесь в самом последнем стихе упоминается апостол Иаков, брат Господень.

Мы с вами неоднократно говорили, что апостол Павел стремился утвердить свой апостольский авторитет, в особенности перед коринфянами и галатами. Так сложилось, что в этих двух церквях особенно опровергали авторитет апостола Павла, и одним из аргументов являлось то, что сам апостол Павел не слышал Христовой проповеди при жизни Иисуса Христа, не встречался с Ним. На это апостол Павел в первую очередь говорит в этом отрывке, что он действительно был гонителем. Когда Иисус Христос был жив, Павел, наверное, еще учился (по преданию, у великого еврейского учителя Гамалиила), а когда христианство стало распространяться, он ревностно гнал Церковь: Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. Действительно, так было с Павлом, и если исходить из его прошлого, то могут возникнуть вопросы и сомнения. Многие люди с трудом верят в то, что человек может измениться, да еще так радикально, но апостол Павел настаивает, что это изменение произошло по воле Бога. Эта встреча с Христом не предполагалась ни самим Павлом, ни людьми, окружавшими его, ни самими христианами, которые тоже с опаской относились к Павлу: человек гнал Церковь и вдруг стал апостолом, нет ли здесь какого-то подвоха?

Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Здесь апостол Павел упоминает о событиях, которые последовали за его встречей с Иисусом Христом на дороге в Дамаск. Он пишет, что не пошел сразу же в Иерусалим к апостолам, которые там были, авторитетнейшим, как он назовет их чуть ниже по тексту, но пошел в Аравию. Может быть, там он осмыслял то, что с ним произошло, а потом возвратился в Дамаск, где уже бывал после встречи с Христом. Мы помним, что он ослеп после встречи с Христом, а в результате Крещения прозрел.

Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. По большому счету, знакомство Петра и Павла состоялось в Иерусалиме через достаточно долгое время после получения Павлом откровения, что Бог избрал Павла благовествовать язычникам.

Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня. Апостол Павел подчеркивает, что ему не нужно было собрание всех апостолов, консилиум, чтобы они признали его апостольский авторитет. Гарантией его является встреча с Самим Господом Иисусом Христом и откровение воли Божией, что Павлу надлежит проповедовать среди язычников. Поэтому его встреча с апостолами Петром и Иаковом была встречей, беседой, знакомством людей, равных друг другу по статусу.

Исходя из дальнейшего текста Послания апостола Павла к Галатам (в первую очередь первой половины 2-й главы) видно, что у Павла произошел конфликт с апостолом Петром, с которым он познакомился спустя три года со дня своего обращения ко Христу, и конфликт с людьми от Иакова, которые пришли посмотреть, как апостол Павел ведет себя с христианами из язычников. Павел всем своим сердцем радел о том, чтобы не было стены между христианами из иудеев и христианами из язычников. Апостолы Петр и Иаков были главами Иерусалимской церкви и, наверное, не были еще до конца готовы сделать шаг вперед и всем своим существом признать равноценность христиан, пришедших ко Христу из язычников, и тех, кто пришел из иудаизма, из веры в Единого Бога, которая была у людей Ветхого Завета. Поэтому, несмотря на их знакомство и общение, некоторый конфликт был неизбежен. Мыслить так широко и глобально, как Павел, другим апостолам, наверное, было сложно. Недаром апостола Павла мы почитаем как величайшего раннехристианского миссионера, который со своими споспешниками вывел христианство за рамки иудаизма и перевел христианскую весть на языческую почву. Это, конечно, способствовало глобальному распространению христианства, включению в христианскую семью множества языческих народов. За это мы благодарим апостола Павла и низко кланяемся ему, поскольку русские люди тоже христиане из бывших язычников.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать