Читаем Апостол. 10 сентября. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою

10 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Галатам. Глава 3, ст. 23–29; глава 4, ст. 1-5

23. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.

24. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;

25. по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.

26. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;

27. все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.

28. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.

29. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.

1. Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:

2. он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.

3. Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;

4. но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,

5. чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

(Гал. 3, 23 - 4, 5)

 

В этом отрывке апостол Павел продолжает важнейшую для себя тему соотношения закона и благодати, закона и веры во Христа Иисуса. Начинается сегодняшнее чтение с рассуждения о том, для чего же был нужен закон и каково его отношение к факту пришествия Христа, веры Христовой. Апостол Павел выбирает образ детоводителя, достаточно известный для тех, к кому он обращается, говоря, что «закон был для нас детоводителем ко Христу» . По-гречески слово «детоводитель» - педагогогос, то есть педагог. Но существует разница между пониманием педагога в наше время и во времена античности. Детоводитель, конечно, не был учителем в том смысле, как мы понимаем это сейчас, чаще всего это был пожилой человек, как правило, раб, который водил сына свободного человека к учителю, он должен был провести мальчика по улице на занятия и так же привести его обратно домой. То есть учился мальчик уже у учителя, мудреца, философа, а шел к нему под руководством детоводителя. Поэтому для иудеев услышать, что апостол Павел столь низко оценивает значение закона, было в некотором смысле оскорбительно. Тем не менее Павел подчеркивает, что учителем был Сам Христос, Его Евангельская весть, а закон - лишь детоводителем. Он был необходим подобно тому, как должен быть тот, кто сопровождает мальчика к учителю, чтобы в пути с ним не произошло никакой беды, но сама истина возвещается не детоводителем, а тем, к кому он приводит мальчика.

Поэтому далее апостол Павел пишет: «По пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя» , то есть когда приходит вера во Христа, новая жизнь во Христе, Духе Святом, детоводитель теряет свое значение. Он довел мальчика от дома до учителя, дальше вступает в силу мудрец, вещающий истину ученику.

Апостол продолжает: «...все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса. Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» , то есть все те, кто крестились во Христа и облеклись в Него, как в одежду, все становятся детьми Бога, а не рабами, когда отношения с Ним строились законнически. Апостол говорит о том, что во Христе Иисусе нет ни иудея, ни язычника, ни раба, ни свободного – в Нем все едины, все одно, и неважно, кем ты был: язычником или иудеем до того, как стал христианином. Это, наверное, главный полемически важный аспект данного рассуждения, потому что, как мы говорили, все Послание к Галатам посвящено этой проблеме: нужно ли язычнику становиться иудеем, прежде чем стать христианином. Апостол Павел пишет, что это не требуется: раз уже крестился во Христа Иисуса, неважно, кем ты был до этого: язычником, иудеем, рабом или свободным, мужчиной или женщиной - все едины перед лицом Господа Иисуса Христа. «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» . Все являются наследниками той самой ветви, которая идет от Авраама, отца всех верующих.

«Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного» . В древности совершеннолетие ребенка наступало не в каком-то определенном возрасте, но сам отец устанавливал время совершеннолетия. До этого момента по своим правам ребенок ничем не отличался от раба. В перспективе он господин всего, как пишет апостол, но пока не наступит срок, назначенный отцом, ничем не отличается от раба,.

«Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира» , которые так же называются стихиями - некие неглубинные начала, к которым могут относиться и грех, и страсти человеческие. К этим вещественным началам Павел также относит и закон, призванный регулировать земные отношения человека: запрещает, повелевает, но не спасает, поэтому он тоже вещественное начало мира.

« Но когда пришла полнота времени» - тот самый срок, назначаемый отцом, когда Бог решил, что человечеству пришла пора, Он посылает «Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» . Для того чтобы человечество вошло в стадию взросления, чтобы мы превратились из рабов в детей, чад Божиих, Бог и послал Своего Сына. В этом великое значение пришествия в мир Спасителя. Последние два стиха являются началом того апостольского отрывка, который читается в праздник Рождества Христова, обозначая величайшее значение события пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа. Далее апостол Павел продолжит рассуждение на эту интереснейшую и глубочайшую тему.

Напоминаю, дорогие братья и сестры, о необходимости для нас с вами ежедневно читать Слово Божие, потому что в нем заключено для нас с вами великое наставление, отрада и утешение. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать